12 июля г.Москва
С момента образования СССР, по настоящее время сформированные грузовые потоки исторически не пересекают территории бывших советских стран. Конвенция СМГС принималась в 1953 году и не предполагала таможенного администрирования, и ответственности ж.д.перевозчика за перевозимый груз и возмещение таможенных пошлин по утраченным грузам. Предлагаемый транзитный потенциал и логистика на постсоветском пространстве рискованный и непредсказуемый бизнес, и грузовладельцы из третьих стран не будут рисковать транзитом товара, пока власти ТС не примут действенных мер для улучшения ситуации в:
-не прогнозируемом администрировании процедур таможенных и иных контролирующих органов при пересечении государственных границ в МПП;
-отсутствие доступа к информационным технологиям, предварительном информировании;
-не исполнение ратифицированных конвенций/соглашений в области транспорта;
- слабое развитие логистической инфраструктуры;
- низкий уровень придорожного сервиса и т.д.
Если первые три причины находятся в области властных отношений, то последние две: это не развитость и/или не доверие к государственно-частному партнерству.
Наиболее наболевшими проблемами являются тарифное и нетарифное регулирование, излишние проверки контролирующих органов, отсутствие эффективных схем товародвижения.
По результатам проведенных исследований КАТБ в 2009г~2010г. не менее 40% времени в ~50% случаях в автомобильных МПП тратится на оформление документов. При этом средние скорости в час: грузовиков, по ЕС ок.40км., железнодорожного ок.18км; по территориям РБ, РФ, РК авто ок.16,5км и ж.д ок. 5,5км.
К настоящему времени потенциал ТС не в полной мере задействован в системе международных грузопотоков, до конца не сформирована специализация основных международных транспортных коридоров, не решена проблема по упрощению пересечений МПП. Необходимо повысить уровень сервисных услуг и качество транспортных путей в соответствии с международными стандартами, призванными обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоков по территории страны.
Для упрощения прохождения МПП необходимо исполнить легитимные решения ОСЖД и таможенного кодекса ТС, по использованию в качестве транзитной декларации транспортного документа, что эффективно используется на территории CIM- ЕС. Признание транспортного документа в качестве транзитной декларации позволит отменить НДС на транзитные международные перевозки по РФ. В части предварительного информирования нужно перенять опыт ЕС и сегодняшний опыт бывших стран СССР: Прибалтики, Узбекистана, в которых железные дороги передают совершенно бесплатно информацию таможенной службе, которая до поступления маршрута имеет полную информацию и по системе рисков может определить необходимый уровень таможенного контроля. Так контейнерный маршрут из Прибалтики в Беларусь оформляется в течении 30мин. с применением предварительного информирования, а в обратном направлении ок.3,5часов. Для попытки решить эту проблему РЖД и КТЖ создали сеть афелированных компаний для получения монопольных прав, хотя решениями ОСЖД подача предварительной информации может осуществляться любым заинтересованным лицом: перевозчиком, отправителем, получателем, экспедитором, брокером. КАТБ имеет модульный программный продукт интернет портала(включающий в себя блоки: формы заявлений, передачи, регистрации, адаптированного администрирования таможенной службой, обратной связи) который может использоваться для подачи предварительной информации санкционированными(см. выше) лицами, и при определении параметров информации КТС и администрирования, КАТБ готово представить портал для общего пользования.
Председатель совета КАТБ | Г.Шестаков. |