Исх № 72
От 02.08.2011 г.
Председателю
Комитета таможенного контроля
Министерства финансов
Республики Казахстан
Г-ну Баймаганбетову С.Н.
Предложения по предотвращения убытков
при ведении внешнеэкономической деятельности
Уважаемый Серик Нуртаевич!
Казахстанская ассоциация таможенных брокеров обращаемся к Вам в связи невозможностью разрешения сложившейся сложной ситуации возникающей при работе с программным продуктом Комитета таможенного контроля, Министерства финансов Республики Казахстан.
Ежедневно участникам внешнеэкономической деятельности наносится ущерб из-за не доработок в программном продукте КТК.
Как вам известно, с I июля 2011 года таможенные органы перешли на новую версию программного обеспечения. При этом участники ВЭД столкнулись, с нерешенными по сей день, проблемами по подаче и выпуске деклараций на товары (ДТ).
В Центрах оформления скопилось множество народу с надеждой, что их декларации возможно будет подать или выпустить. Страдают не только мелкие предприниматели, занимающиеся импортом товара из третьих стран, но и крупные экспортеры. Из-за невозможности подать или выпустить декларацию предприниматели несут колоссальные убытки в виде простоя вагонов и хранения грузов на СВХ.
Проблема контроля небольшой суммы таможенных процедур в 60 евро (12тыс.тенге) выливается в колоссальные штрафы за простои вагонов и автомашин в пунктах отгрузки товаров и грузов и на границе. Наносится огромный ущерб всей экономике Казахстана, замедляются темпы внешней торговли.
В программном обеспечении не работает обратная связь модуль пересылки: таможенные представители и декларанты подают электронную копию декларации (далее ЭК ДТ), система отвечает, что ДТ прошла «Успешна» (SUCCESS). Однако, когда инспектор пытается принять, по присвоенному регистрационному номеру (распечатка кода ответа таможенного сервера), то не видит ее в системе. Далее, когда система выдает статус ошибки, сервер «зависает», т.е. перестает работать и так по всей территории Республики Казахстан. «Зависать» сервер может очень долго из-за чего все участники таможенного оформления начинают нервничать, т.к. суммы убытков растут.
Также проблема возникает при просмотре платежей. Таможенный инспектор не видит проплаченные платежи в системе, а забить вручную эти платежи не представляется возможным, так как за это отвечает отдел доходов. Необходимо провести обучение или направить работников центрального аппарата в регионы, для обучения на местах, так как видео уроки (инструкции) могут понять только те, кто их писал, они составлены на сложном уровне, и непонятны для многих ответственных сотрудников таможенных органов на местах.
Оплатив деньги, участники ВЭД вынуждены бегать по кругу из отдела доходов областного Департамента таможни, ЦТО центра таможенного оформления и Комитетом казначейством МФ РК. Вместе с тем, аналогичная Ситуация при оплате наличными через кассу банка в ЦТО, или Пост-терминал у таможенника.
Предложения
1. Создать комиссию по выработке решения о создании высокотехнологичного программного продукта по таможенному декларированию для таможенных органов.
2. Обеспечить ежедневную работу оперативной рабочей группы из состава ответственных подразделений, обеспечить дежурство разработчиков таможенной программы или заменить разработчика;
3. Изменить порядок контроля выпуска товаров, предоставив возможность самим инспекторам давать выпуск товаров в Информационной системе таможенных органов, иначе простои грузов неизбежны.
4. Уведомлять участников внешнеэкономической деятельности о проделанной работе через портал таможни;
Данное предложение с нашей стороны носят коллегиальный характер, т.к. мы сами заинтересованы в улучшении работы данного программного продукта.
Недоработанность принимаемых нормативных документов, отсутствие разъяснений и возможности их получить. Отсутствуют правила заполнения электронных структур документов.
Требования по округлению цены товара, установленные правилами заполнения ДТ (РКТС 617), не соответствуют требованиям налоговой отчетности и валютного контроля. Налоговая инспекция и банки работают с неокругленными значениями. Участники ВЭД. по правилам заполнившие декларации, не могут сдать отчеты в налоговую инспекцию и в банк по валютному контролю из-за расхождения в суммах.
1. Отсутствие актуальной НСИ:
Разработчики должны использовать классификаторы, расположенные на портале КТК. но они недостоверны, т.к. актуализируются с большим запозданием.
Ценовая информация (условные цепы) - ранее на один код товара и одну страну происхождения приводилась одна цена. В этом году - на один код товара и одну страну происхождения приводится множество цен с разными датами выпуска, начиная с июля-августа 2010г. Т.е. дается не обработанная и не подготовленная для использования ценовая информация, а просто выгружается база данных с указанием цен. В этой ситуации таможенный инспектор может выбрать любую цену - от минимальной до максимальной (поле для коррупции).
В соответствии с письмом КТК-1-1-16/8436 от 24.08.05 г. - "... при применении резервного метода определения таможенной стоимости в случае отсутствия ценовой информации по определенному виду товаров на текущий период, используется ценовая информация предыдущего периода (не ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров)". Из этого следует Вопрос- почему при наличии контрактов, в которых явно указаны цены, таможня продолжает использовать условные цены, т.е. резервные методы определения таможенной стоимости?
2. Отсутствие тестовой площадки для предварительного тестирования новых версии приемной программы КТК и разработчиков пользовательского программного обеспечения (ПО).
2.1. При переводе на новую версию приемной программы возник ряд проблем:
- потеряно до 50% базы данных участников ВЭД. в результате чего нужно было заново подтверждать свою регистрацию в таможне;
- утеряны лицевые счета, т.е. УВЭД, оплативший заранее все суммы в июне 2011 г., в июле 2011 г. вынужден повторять оплату, чтобы таможенный инспектор ее увидел, либо тратить время на оформление акта сверки и доказывать, что оплата была произведена
- условия поставки не соответствовали ИНКОТЕРМС-2010 (исправлено в приемной программе 03.07.11).
2.2. Форматно-логический контроль (ФЛК) приемной программы некорректно отрабатывает по ряду режимов.
ИМ60 – вопрос решался с 4 по 8 июля, исправлено приемнойпрограмм08.07.11;
ЭК21 - вопрос решался с 8 по 11 июля, изменения в приемной программе;
ЭК77 - исправлено в приемной программе 11.07.11;
переход с режима на режим - ИМ4060. ЭК4077, ИМ4061 - исправлено только 15.07.11 и т.д.
В итоге все сообщения, за исключением касающегося ПСИ, переведены в информационный режим 15 июля 2011г.
2.3. Таможенные инспектора зачастую предъявляют требования, не соответствующие новым правилам и утвержденным электронным структурам, при этом ссылаются на других разработчиков, позволяющих своим пользователям выполнять некорректные требования. Т.е. на бумаге указано одно, а в электронной копии, которая должна соответствовать схеме - другое. Таким образом, создаются ситуации, когда бумажный и электронный документ имеют расхождения и не соответствуют друг другу. Следствие - недостоверная база, недостоверная статистика.
3. Сервер КТК часто не работает (например, 15.07.11 после 14.00; 19.07.11- после 10.00 весь день; 20.07.11 - с 10.00 до 14.00). УВЭД успевает отправить ДТ но когда пытаются отправить ДТС к этой ДТ, сервер уже не работает.
Кто и каким образом будет возмещать убытки УВЭД? Груз срочно надо отправлять, а электронные копии на сервер отправить невозможно либо по причине некорректных требований ФЛК, либо из-за неработающего сервера КТК.
4. является ли отсутствие электронной копии документа основанием, чтобы его бумажные копии не принимал таможенный инспектор?
5. XML-схемы - 3 года разрабатывались КТК, согласовывались с разработчиками пользовательского ПО, систематизированы, практически все моменты учтены, остались мелочи. Но приняты схемы российские – непроработанные, запутанные, не все учитывающие, т.е. для российских разработчиков ПО - минимальные изменения, для казахстанских - глобальные проблемы.
6. Решение проблем затягивается, финансовые убытки ложатся на участников ВЭД, ответственность госчиновников не определена.
С уважением, Генеральный директор КАТБ |
А.Мирзабаев |
Исх № 76
От 11.08.2011 г.
Председателю
Комитета таможенного контроля
Министерства финансов
Республики Казахстан
Г-ну Баймаганбетову С.Н.
Уважаемый Серик Нуртаевич!
Казахстанская ассоциация таможенных брокеров обращается к Вам в связи невозможностью разрешения сложной ситуации, возникшей при работе с программным продуктом ТАИС-2.
При подаче ЭК КТС на ДТ № 50207/210711/0031087 таможенный представитель столкнулся со следующей проблемой. 04 августа 2011 года, декларантом была заполнена и подана электронная копия КТС на таможенную декларацию. Система неоднократно подтверждала, что ЭК КТС прошла ФЛК «Успешно», и были получены подтверждения о регистрации электронной копии документа в информационной системе таможенных органов (id от 03.08. 212621 192.168.203.108:8080; регистрационный № от 08.08.№09001ccd8059fee9; № 09001ccd80569e30 от 09.08.). Однако, когда инспектор таможенного поста «Жетысу» попытался принять КТС, система сообщила о наличии ошибок в ЭК КТС. При этом в качестве ошибки было указано наличие данных о предыдущих платежах, которые и являются причиной подачи корректировки. Все попытки разобраться в сложившейся ситуации пока упираются в проблемы с неработающим тестовым сервером разработчиков ТАИС-2.
09.08.11 нами были подготовлены и переданы разработчикам ТАИС-2 несколько вариантов ЭК КТС для определения конечных правил формирования ЭК КТС, но за прошедшее время решение так и не найдено. Просим Вашего содействия в решении сложившейся ситуации с "зависшей" КТС, поскольку срок ее подачи уже истекает, необходимые таможенные платежи уплачены 03.08.11.
Так же просим инициировать создание инструкции (аналог 219 приказа), это связано с тем, что правил заполнения ЭК таможенных документов до сих пор нет, и каждый инспектор по-своему трактует инструкции по заполнению таможенных документов. Особенности заполнения бумажной КТС в инструкции также не отражены, и все попытки получить разъяснения у таможенных специалистов результатов не дали. Получается, что на сегодняшний день нет четких и однозначных требований к заполнению таможенных документов и формированию их ЭК. Т.е. все участники ВЭД находятся в информационном вакууме.
Такая же ситуация складывается и со списками. Одни инспектора требуют обязательного формирования в ДТ списков товаров, другие наоборот требуют, чтобы отдельные категории товаров списками не оформлялись. Списки изначально создавались для снижения затрат участника ВЭД по таможенным сборам, и принимать решение о применении списков должен он сам.
Также просим Вашего содействия в организации доступа участников ВЭД к полной и достоверной информации о требованиях таможенных органов по заполнению таможенных документов на бумажных носителях, а также по формированию их электронных копий.
С уважением, Генеральный директор КАТБ |
А.Мирзабаев |
Исх № 77
От 11.08.2011 г.
Председателю
Комитета таможенного контроля
Министерства финансов
Республики Казахстан
Г-ну Баймаганбетову С.Н.
Уважаемый Серик Нуртаевич!
Казахстанская ассоциация таможенных брокеров обращаемся к Вам в связи со сложившейся сложной ситуацией, возникающей при работе в связи с нововведениями по правилам заполнения описи, КТС и КДТ.
В ходе реализации Решения Комиссии Таможенного Союза «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций» в массовом порядке возникают вопросы, связанные с применением нового программного обеспечения.
Тестирование программных продуктов, применяемых как декларантами, так и таможенными органами, отсутствие соответствующей инструкции неизбежно приводят к появлению технических ошибок при таможенном декларировании.
В связи с этим, просим Вас направить указание, территориальным таможенным органам, на период тестирования и доработки программы предоставить участникам ВЭД самостоятельно исправлять обнаруженные технические ошибки, и в соответствии со Статьей 68 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», освобождать от административной ответственности, участников ВЭД, за технические ошибки при таможенном декларировании, не влекущие потерь для республиканского бюджета.
В случае технических ошибок, которые могут повлечь потери для бюджета – ограничиваться доплатой разницы таможенных пошлин, налогов, пени с освобождением от административной ответственности.
С уважением, Генеральный директор КАТБ |
А.Мирзабаев |
Исх № 78
От 11.08.2011 г.
Председателю
Комитета таможенного контроля
Министерства финансов
Республики Казахстан
Г-ну Баймаганбетову С.Н.
Уважаемый Серик Нуртаевич!
В ходе реализации Решения Комиссии Таможенного Союза «О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций» в массовом порядке возникают вопросы, связанные с применением нового программного обеспечения, связанные с отсутствием в настоящее время инструкции и правил по заполнению и формированию электронных копий таможенных документов. Также Решение Комиссии Таможенного Союза не даёт четких инструкций на предмет соответствия электронного формата и бумажного носителя информации.
В связи с чем, просим Вас сообщить, о предполагаемых сроках, когда участникам ВЭД будет предоставлена возможность ознакомиться с данной инструкцией.
С уважением, Генеральный директор КАТБ |
А.Мирзабаев |

