В ходе семинара подробно были рассмотрены вопросы упрощения таможенных процедур, создания благоприятных условий для участников ВЭД. Отмечалось, что на основе всестороннего анализа практического применения Таможенного Кодекса и с учетом предложений предпринимателей проводится работа по совершенствованию таможенного законодательства, внесению изменений и поправок в Кодекс, которые снимают бюрократические барьеры и препоны на пути представителей бизнеса. К примеру, вводятся ряд норм, направленных, в частности, на сокращение (с 12 до 5) перечня документов, необходимых для таможенных целей; исключение процедур временного хранения при предварительном и периодическом декларировании, упрощенного порядка таможенного оформления товаров; подача периодической декларации без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов; продление сроков доставки товаров по мотивированному запросу участника ВЭД и др.
Подчеркивалось, что ключом к повышению прозрачности в деятельности таможенных служб, ускорению процессов таможенного контроля и оформления является их автоматизация. Вводятся в действие АСКДТ, система контейнерного сканирования (ТС - SCAN), автоматизированные пункты регистрации физических лиц (таможенный киоск), стационарные системы обнаружения радиоактивных материалов «Янтарь», система «Web - декларант», как компонента электронной таможни и др.
Участники семинара отметили, что в последнее время значительно усилилось взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими органами на границе. В местах пропуска через госграницу создаются единые контрольно-пропускные пункты (ЕКПП) где размещены представители всех контролирующих органов и они осуществляют свои контрольные функции по типу «одна остановка» для автотранспортного средства при пересечении границы. Уже построено 5 ЕКПП, до конца т.г. будет сдано в эксплуатацию еще 8 ЕКПП.
Директор Государственной таможенной инспекции при Правительстве Кыргызстана С.Т. Омаркулов обозначил необходимость упрощения таможенных процедур и внедрения системы управления рисками. Он также отметил, что принятый с 1 января т.г. Таможенный кодекс Кыргызстана основан на принципах Киотской Конвенции и направлен, прежде всего, на упрощение таможенных процедур. Г-н Омаркулов внес предложение широко использовать в работе электронные базы данных, организовать электронный обмен между таможенными органами соседних стран.
На семинаре внимание было акцентировано и на том, что на основе изучения опыта взаимодействия таможенных, ветеринарных, фитосанитарных и транспортных служб при осуществлении контроля на германско-польской и польско-белорусской границах и осуществления эксперимента по совместному контролю на казахстанско-российском участке (Шарбакты-Кулунда) и казахстанской - киргизском участке (Кордай-Акжол) таможенной службой Республики Казахстан был инициирован вопрос о возможности осуществления совместного контроля сопредельными с нашей республикой государствами. Впервые это было озвучено президентом страны Н.А. Назарбаевым на форуме приграничного сотрудничества с участием президентов РК и РФ. Ввод совместных ЕКПП позволяет сократить финансовые затраты вдвое, а время прохождения соответствующих процедур при пересечении границы втрое. Эффективное взаимодействие таможенных и других государственных контролирующих органов сопредельных государств сокращает время на прохождение таможенных формальностей, способствует развитию торговли, транзита, предупреждает случаи простоев на границе. Благодаря этому складываются доверительные отношения сотрудников таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, обеспечивается профилактика коррупционных правонарушений. Одним из обсуждаемых тем семинара стали вопросы совершенствования методов таможенного администрирования в сфере взыскания таможенных платежей и налогов.
Осуществляется контроль определения таможенной стоимости в соответствии с международными принципами таможенной оценки, применяются меры тарифного и нетарифного регулирования, усиливается контроль правомерности представления льгот, преференций и др. Прежде всего, первостепенное внимание уделяется вопросам достоверного определения таможенной стоимости импортируемых товаров, контроля над правильным определением кодов товарной номенклатуры, а также страны происхождения. Принимаемые меры позволили значительно увеличить поступления в бюджет. За январь - апрель 2005 года таможенными органами республики обеспечено поступление таможенных платежей и налогов в бюджет в сумме 90,0 млрд. тенге. По сравнению с показателями 2004 взыскано больше на 20,2 млрд. тенге или 28,9%. Впервые на пост советском пространстве в таможенной сфере внедрена система безналичных расчетов с бюджетом посредством использования платежных карточек. В качестве платежного документа служат карточки, эмитированные банками второго уровня с наиболее развитой региональной системой филиалов.
На семинаре были даны разъяснения по увеличению весовых норм перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном порядке с 200 кг. до 2 000 кг., а для сельскохозяйственных товаров по товарным группам 07 (овощи) и 08 ( фрукты), классифицируемых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС, с 1 000 кг. до 5 000 кг. Еще одной особенностью стало исключение специфической ставки таможенного платежа в размере 0,5 евро за 1 кг. Ставка платежа определена в размере 17% от таможенной стоимости.
Принятые изменения позволят существенно снизить налоговую нагрузку для отдельных категорий физических лиц - предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью с небольшим объемом товарооборота и снизить стоимость при реализации сельскохозяйственной продукции.
Участники семинара также посетили пункт пропуска «Гани Муратбаева», ознакомились воочию с работой Автоматизированной системы контроля доставки товаров.
В целом, целью проведения данного семинара является совершенствование процедуры таможенного контроля и ее прозрачности. Добиться эффективности можно лишь, делая ставку на цивилизованное, обращенное к интересам участников внешней торговли, таможенное законодательство, новые информационные технологии и высопрофессиональные кадры.
