• Алматы, 050000, ул.Жибек Жолы 64/47, офис 818
  • info@kacb.kz

Протокол Консультативного совета по вопросам налогового и таможенного администрирования при ДТК г. Алматы

Протокол Консультативного совета по вопросам налогового и таможенного администрирования при ДТК г. Алматы

alt alt alt alt alt Доклад руководителя отдела №2 УПТЭ

Мамбетова К.

на Тему: Уголовная ответственность

за организацию незаконного игорного бизнеса

(Консультативный совет от 29.09.2017 г.)

Добрый день, участники совета!

12 января 2007 года Президентом Республики Казахстан был принят Закон N 219 «Об игорном бизнесе» (далее - Закон), определяющий правовые основы государственного регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса на территории РК, и устанавливающий ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Действие Закона не распространяется на деятельность на организацию и проведение лотерей, а также деятельность, связанную с оказанием услуг с использованием игровых автоматов без выигрыша, проведением спортивных мероприятий, в том числе боулинга (кегельбана), картинга, бильярда.

В соответствии с Законом государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путём:

ь определения порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

ь осуществления лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан;

ь осуществление государственного контроля над деятельностью в сфере игорного бизнеса.

Закон предусматривает создание двух игорных зон:

1. в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища;

2. в Щучинском районе Акмолинской области.

Размещение казино и залов игровых автоматов на других территориях Республики Казахстан запрещается. 9 апреля 2016 года принят Закон Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» (далее-Закон). Данный Закон введен в действие с 1 мая 2016 года, так, по пунктам 2,4 статьи 5 Закона, «Пункт 2 «Запрещается организация и проведение в Республике Казахстан иных лотерей, кроме лотерей организуемых и проводимых в порядке предусмотренным настоящим Законом» и пункт 4 «Запрещается проведение лотереи лицом, не являющихся оператором лотереи» статьи 5 Закон». Так, на 1 ноября 2016 года лицензии на организацию и проведение лотерей прекращены. В целях реализации закона, постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года №48 АО «Саттi Жулдыз» было определено оператором лотереи.

На данном этапе Службой экономических расследований Департамента государственных доходов по городу Алматы расследуются уголовные дела в сфере теневой экономики, одной из приоритетных задач является борьба с незаконным игорным бизнесом.

Так, на территории г. Алматы в основном деятельность в сфере игорного бизнеса осуществляется в виде электронного казино и интеренет-казино.

В соответствии с п.2 ст. 6 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» на территории Республики Казахстан запрещается:

-деятельность электронного казино и интернет казино;

Согласно ст. 1 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе»:

-электронное казино - это заведение, использующие аппаратно-программный комплекс и (или) интернет ресурс, реализующее возможность организации проведения азартных игр в режиме реального времени посредством сети Интернет и (или) электронных денег и предусматривающее получение выигрыша.

Ответсвтеность за организацию незаконного игорного бизнеса предусмотрена ст. 307 УК РК.

1. Незаконное открытие либо содержание игрового заведения или незаконная организация деятельности в сфере игорного бизнеса, а равно предоставление помещений для незаконного игорного бизнеса либо организация и проведение азартных игр вне мест, установленных законодательством Республики Казахстан об игорном бизнесе, либо осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без лицензии-

Наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

2. Те же деяния, совершенные:

1. С использованием несовершеннолетнего или с его участием в азартных играх;

2. Группой лиц по предварительному сговору;

3. С извлечением дохода в крупном размере;

4. Лицом с использованием своего служебного положения,-

Наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

3. Деяние, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

1. Преступной группой;

2. С извлечением дохода в особо крупном размере;

3. Лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой деятельности льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме,-

Наказывается лишением свободы на срок от четырех до семьи лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 3), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статистика в сфере игорного бизнеса

В сфере борьбы с организацией незаконного игорного бизнеса за 8 месяцев 2017 года сотрудниками СЭР ДГД по г.Алматы проведена следующая работа:

Находились в производстве -78 дела, зарегистрировано в ЕРДР по ст. 307 УК РК -58 дела, прекращено по нерябелитирующим основаниям -3 дела, по рябелитирующим основаниям 3 дела, прервано производством -7 дела, окончено производством 42 дела, направлено в суд -39 дела.

Так, за текущий период сотрудниками СЭР ДГД по городу Алматы по оперативной информации была пресечена незаконная деятельность -50 игорных заведени из них электронных казино-43, 7 фактов организации игровых аппаратов.

Изъято компютерной техники более 617 едениц, телевизоров 246 едениц, электронных терминалов (желто-зеленные) 117 едениц, игровых автоматов 21 едениц, денежных средств в сумме 5 825 954 тенге и 10 доллоров США.

Вместе с тем Службой экономических расследований ДГД по г. Алматы пресечена деятельность организованной преступной группы под руководством Севергина А.О., которая в период с 2014 по 2016 г.г., осуществляла незаконную деятельность в сфере игорного бизнеса на территории г. Алматы. Проведенными оперативно-следственными мероприятиями сотрудниками СЭР ДГД по г. Алматы пресечена незаконная деятельность 35 игровых заведений.

По приговору Алмалинского районного суда причастные лица к организации незаконного игорного бизнеса осуждены на длительные сроки лишения свободы от 6 до 8 лет.

По лотерейной и псевдолотерейной деятельности.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года №48 АО «Саттi Жулдыз» было определено оператором лотереи, однако в настоящее время на территории Республики Казахстан как таковы лотерейная деятельность не функционирует, так как проводятся подготовительные этапы по запуску указанной деятельности.

Однако, вместе с тем процветает псевдолотерейная деятельность на территории г. Алматы, выраженном в незаконной организации игорного бизнеса и не законной предпринимательской деятельности.

Службой экономических расследований Департамента проведена оперативная разработка в отношении органиаторов незаконной игорной деятельности, которые под видом лотерейной деятельностю организовали незаконный игорный бизнес. Проведенными оперативно-следственными мероприятиями были выявлены и изъяты около 70 электронных терминалов по 30 игровым точкам расположенных на территории г. Алматы.

Игровые точки находились в основном в крупных торговых домах как «Домилион», «Март», «Азия Парк», «Алатау», «Мерей», супермаркеты «Арзан», рынок «Батыр» и продуктовые магазины.

При этом, не смотря на запрет, игорный бизнес продолжает свою работу, маскируясь под биржевую деятельность.

На данном этапе в целях сокрытия азартных игр организаторами незаконного игорного бизнеса на территории г. Алматы осуществляется деятельность, путем установки различных аппаратно-программных комплексов:

- программное обеспечение по продаже купонов для покупки товаров и услуг «Купи Купон» размещается на электронных терминалах;

-программное обеспечение биржевые терминалы «V-Trade», организация внебиржевых торгов размещаются на электронных терминалах.

Места расположения псевдолотерейных и биржевых аппаратов от мелких продуктовых магазинов (1-2 шт.) до крупных торговых сетей (5-9 шт.).

Таким образом, маскируясь под программное обеспечение для проведения стимулирующих мероприятий, конкурсов и викторин, направленных на продвижение товаров и услуг реализуемых под посредством сети интернет, происходит трансформация лотерейных аппаратно- программных комплексов.

Так, анализ криминогенной ситуации на территории города Алматы показывает, что организаторы незаконного игорного бизнеса по части псевдолотерейной деятельности распространяют около 20-25% продукта через электронные терминалы, а на оставшиеся 75-80% приходится распространение программных обеспечении для продажи купонов покупки товаров и услуг через сайт «KinoKupon.коm», программные обеспечение биржевые терминалы «V-Trade», биржевая программа «Орион» и программное обеспечение КазБинго.

По вышеуказанным программным обеспечениям предусмотрено выплата выигрыша, то есть игра происходит путем внесения денежных средств через купюраприёмник в электронный терминал.

По всем вышеуказанным программным обеспечениям были проведены оперативно-следственные мероприятия по результатам, которых возбуждены уголовные дела и в настоящее время проводится досудебное расследование.

По букмекерским конторам

В ходе проведенного анализа и мониторинга установлено, что на территории г. Алматы имеют лицензии на осуществления букмекрской деятельности 28 букмекерских контор и 11 компании имеют лицензии на осуществления тотализатора. Анализ на предмет соблюдения законности в сфере игорного бизнеса показывает, что сотрудниками Службы экономических расследований ДГД по г. Алматы в ходе служебной деятельности были выявлены нарушения ЗРК «Об игорном бизнесе» субъектами букмекерской деятельности на территории г. Алматы.

В ходе оперативно-розыскных мероприятии установлено, что под прикрытием букмекерских контор ТОО "PROFIT Betting" (Профит Беттинг), ТОО "LotoExquisite" (ЛотоЭксвизит), ТОО "ARIS Almaty" не установленные лица организовали незаконный игорный бизнес под видом электронного казино, что противоречит ЗРК «Об игорном бизнесе».

Так, указанные букмекерские конторы используя зарубежные игорные компании используя Интернет-ресурсы принимали ставки не на предстоящие реальные события, а на события виртуальные и выигрыш по которым заранее рассчитан аппаратно-программным комплексом данных организаций.

По вышеуказанным фактам возбуждены уголовные дела за №№167500121001450 по ст.307 ч.1 УК РК, 177500121000145 по ст. 307 ч 1 УК РК, 177500121000212 ст. 307 ч.2 п.2 УК РК, проводятся досудебные расследования.

Также, существует практика функционирования не зарегистрированных касс, что в свою очередь влечет также уход от налога.

В настоящее время 1-отделом УПТЭ Департамента совместно с Управлением камерального контроля Департамента проводятся работа по выявлению и пресечению букмекерских контор и тотализаторов функционирующих без соответствующего разрешения и регистрации в государственных органах.







Доклад руководителя УАКН Елубай И.

на Тему: Обязательство по выписке счетов-фактур

в электронном виде с учетом изменений, вводимых с 01.10.2017г.

Добрый день, уважаемые участники заседания!

Тема доклада обязательство по выписке счетов-фактур в электронном виде с учетом изменений, вводимых с 01.10.2017г.

Как известно, в декабре 2015 году Казахстан стал полноправным членом Всемирной торговой организации.

В связи с чем, на ДГД возложена обязанность по контролю за перемещением товаров, включенных в Перечень. Данный Перечень товаров разработан Министерством национальной экономики. По состоянию на 24.03.2017г. в данный Перечень входит 2 148 наименований товаров, было 1 171 по состоянию на 09.08.2016г. т.е. список увеличен на 977. Таким образом данный Перечень постоянно обновляется.

Посредством ЭСФ прослеживается перемещение товаров, включенных в Перечень от импорта до конечного потребителя, кроме того использование ЭСФ позволит проконтролировать фискальным органом прозрачность выписки счетов-фактур.

В данный момент в КГД создано Управление сквозного мониторинга, которое намерено осуществлять контроль за перемещением товаров, включенных в Перечень, будет создан виртуальный склад, в котором будут аккумулироваться все данные о товаре до конечного потребителя товаров.

Обязательство по выписке ЭСФ у налогоплательщиков возникает поэтапно.

Так на сегодняшний день уже выписывают:

1) уполномоченные экономические операторы с 01.01.2016г. (ТОО "Кока-Кола Алматы Боттлерс", АО "RG Brands", АО "Рахат", АО "Евразиан Фудс Корпорэйшн").

2) налогоплательщики, реализующих товары, включенный в Перечень товаров, по которым установлены пониженные ставки таможенных пошлин с 11.01.2016г.

3) таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов с 01.07.2016г.

4) участники государственных закупок с 01.01.2017г. (согласно п. 26 ст. 43 и пп. 2) п. 1 ст. 52 Закона РК «О государственных закупках»).

будут возникать с 01.01.2018г. у крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу и с 01.01.2019г. у плательщиков НДС, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса.

При этом, не стоит забывать, что обязанность возникает по выписке ЭСФ на весь объем реализации товаров, работ, услуг у уполномоченных экономических операторов, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, по реализации товаров, включенных в Перечень. В случае, если товар не попадает под Перечень, у НП имеется возможность выписки счетов-фактур на бумажном носителе.

Кроме того, Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка выписки счетов-фактур в электронной форме, по которому предусмотрен штраф в размере от 30% до 50% от суммы НДС (статья 280-1).

Вывод.

В связи с тем, что ранее как переходили на сдачу декларации в электронной вид, так и счета-фактуры будут переходить поэтапно в электронной вид.

Хотелось бы участников совещания и налогоплательщиков попросить если даже обязательство по выписке ЭСФ не возникает чтобы они регистрировались в ИС ЭСФ для того, чтобы получать счета - фактуры в электронном виде.

Все мы помним те времена, когда впервые стали внедрять представление налоговой отчетности в электронной форме. Переход был постепенным. В конечном итоге на сегодняшний день практически 100% налогоплательщиков представляют налоговую отчетность в электронном виде.

Далее, ввели обязательное представление реестров счетов - фактур, как по покупателям, так и по поставщикам.

Сегодня, мы идем дальше, в связи с чем, поэтапно обязываем налогоплательщиков выписывать ЭСФ в электронном виде.

Хотелось бы отметить, что не стоит боятся уже сейчас переводить на выписку ЭСФ.


Валюта

п. 12 ст. 263 НК ЭСФ выписывается в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением следующих случаев, при которых возможно указание в иностранной валюте:

1) по сделкам (операциям), заключенным (совершенным) в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции;

2) по сделкам (операциям) по реализации товаров на экспорт, облагаемым по нулевой ставке НДС в соответствии со статями 242, 276-11, 276-13 Налогового кодекса;

3) по оборотам по реализации услуг по международным перевозкам, облагаемым по нулевой ставке НДС в соответствии со статьей 244 Налогового кодекса;

4) по оборотам по реализации, облагаемым по нулевой ставке НДС в соответствии с пунктом 1-2 статьи 245 Налогового кодекса.

Зачет

п3. Ст.256 НК Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налог на добавленную стоимость относится в зачет в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

дата получения товаров, работ, услуг;

дата выписки счета-фактуры.

В случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии со статьями 241 и 276-20 Налогового Кодекса уплаченный налог относится в зачет в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость.

В случае импорта товаров на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан уплаченный налог относится в зачет в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость.

Гос.закуп

Участники государственных закупок с 01.01.2017г. (согласно п. 26 ст. 43 и пп. 2) п. 1 ст. 52 Закона РК «О государственных закупках»), пока не стыковка, так как НК не предусмотрено

Тех.ошибки


В случае возникновения ошибок при работе в информационной системе электронных счетов-фактур Вам необходимо обращаться на службу поддержки по следующим электронным адресам: esfsupport@osdkz.com, esfsupport@itesa.kz, esfsd@mgd.kz с подробным описанием поэтапных действий и с приложением скриншотов ошибки.