Программа легализации: «шопников», налоговых поступлений;
создания новых рабочих мест и вовлечение «шопников» в реальный сектор экономики.
Проблемы «шопников»предпринимателей
1. Отсутствие легальных обязательств при перемещении товаров между перевозчиком и грузовладельцем.
2. Отсутствие легальных отношений торгующих на рынке с зависимыми лицами;
3. отсутствие прозрачных отношений между владельцами рынков, торгующими, налоговыми службами или их представителями, выдающими разовые талоны и всех, как вместе взятых, так и по отдельности перед законом;
4. при наличии больших оборотных средств торгующих, нет соответствующих социальных отчислений;
5. не заинтересованность налоговой службы в легализации отношений оптовиков;
6. не заинтересованность оптовиков в полном таможенном оформлении товаров;
7. не заинтересованность владельцев рынков в легализации денежных потоков;
8. не заинтересованность «шопников» в упрощенном таможенном оформлении товаров.
Цель программы:
1. Легализация контрабанды ТНП ок.5млрд$$ в ценах стран экспортеров;
2. Легализация таможенных выплат при ввозе товаров в упрощенном порядке ок.700млн$$;
3. Легализация «черных» денежных потоков между владельцами рынков и «шопниками» не менее 200млн$$;
4. Легализация в налоговом поле ок.~220тыс. человек;
5. Вовлечение путем переквалификации в реальную экономику ок. 100тыс. человек;
6. Получение достоверной информации по статистики внешнеэкономической деятельности;
7. Влияние Правительства на инфляционные процессы и стабилизацию потребительских цен;
8. Исключение социальной напряженности для «шопников» при вступлении РК в ВТО.
Для исключения не формального коррупционного и криминального влияния немедленно:
1. начать переговоры с КНР по передачи паритетных дозволов, с возможностью перемещения грузовым транспортным средствам РК и КНР: Алматы-Урумчи в (150~200тыс,) объеме необходимом для исключения дефицита транспортных средств.
2. на МПП «Хоргоз»(и прочих РК-КНР) установить перед первым контрольным пограничным постом со стороны РК вдоль дороги 3-х рядный металлический дорожный швеллер на протяжении 1,5км исключающий внеочередной проезд транспорта,
3. убрать контрольный пост на «березке»пос.Хоргос, въезд порожнего транспорта через поселок регулировать по рации, не допускать очередей транспорта перед МПП.
4. упростить пропуск граждан РК к таможенным постам на границе с КНР(в том числе на автомашине), достаточным должно быть наличие действующего удостоверения гражданина РК,
5. исключить основное таможенное оформление ТНП, а так же в упрощенном порядке на МПП,;
6. исключить статистику оформления товаров по «кубам», и установление плана сбора таможенных платежей с одного транспортного средства,
7. исключить перевозку делимого негабаритного груза с установлением максимального веса транспортного средства;
8. для ускорения прохождения таможенного контроля в МПП оборудованных «раписканами», и габаритными «рамками» пропуск спец.транспорта и механизмов осуществлять без прохождения «рапискана» и « рамки»
9. исключить параллельный контроль всех возможных силовых служб без наличия открытых уголовных дел.;
10. в качестве контролирующих ведомств оставить 2- пограничный и таможенный контроль, все остальные службы при необходимости специального контроля, действуют с санкции таможенной службы.
Срок реализации | МинТранс | Таможенная служба | Налоговая служба | акиматы | Владельцы базаров | шопники |
В течении месяца, двух, одновременно | Оговорить с КНР форматы транспортных документов, Оговорить с КНР условия по паритетным дозволам Ввести единую форму договора перевозки Вменить ответственность перевозчика РК по CMR. Начать тестирование программного продукта КАТБ по выдаче дозволов в КНР, учитывающий: заявление удаленным доступом, заявительный порядок и наличие на одно авто не более 2-х дозволов. | уменьшить единые ставки сбора при ввозе сопровождаемых товаров для физических лиц в пределах 8~16% где возможно ввести специфические ставки; минимальную ставку 5% применять для сырья, не переработанной сельхозпродукции, комплектующих материалов; при этом сократить и объединить количество ставок, к примеру: объединить одежду; обувь; и пр.; ввести мониторинг электронных копий таможенного приходного ордера с базой налоговой службы;
| отстранить от выдачи разовых талонов управление базарами и местные налоговые службы - путем установки электронных машин непосредственно на рынках для ввода рнн-и пин предпринимателя и моментальной передачи данных в местную налоговую службу;
| Легализация земельных и имущественных (торговые площади) отношений, введение местного налога на единицу торгового места; Мониторинг с налоговой службой фактически занятых людей на рынках. Согласование публичного договора арендыпользования торговыми площадямиместами с владельцами рынков и шопников
| Согласовать с заинтересованными сторонами публичный договор аренды торговых площадей-акимат, ассоциация шопников, Расчеты за аренду торговых площадей производить только безналичным расчетом | Отказаться от услуг «толкачей» Мониторинг всех предпринимателей занятых на рынках и разделение их по видам деятельности Получение РНН и СИК |
Три месяца | Исключить доступ перевозчикам РК не применяющим ответственность по CMR. Исклюю доступ к перевозкам перевозчикам не имеющим договора перевозки. Ввести в тестовом режиме программу по выдаче дозволов КНР в г.Алматы | ввести специфические ставки сбора на единицу товара ввоза сопровождаемого физ. лицами на ТНП исключить -сложную электробытовую и компьютерную технику, сложное оборудованиемашины и технологические линии; - акцизные товары; ввести регламенты как по времени так и по действиям по дополнительному контролю(транспортный, ветеринарный, фитосанитарный, карантинный и пр.) ответственность при этом должна быть у таможенной службы. | скореспондировать выплаты по таможенным платежам при ввозе товаров с выплатами при получении разового талона, патента; исключить из терминологии при ввозе товаров: ндс и пошлина, назвать единый таможенный платежсбор; ввести налог на владельцев рынков за единицу торговой площади проводить постоянный мониторинг лиц, ввозивших товары между таможенным и налоговым ведомствами для легализации и отнесения к определенной категории налогоплательщика.
| Заключение единого публичного договора аренды торговых площадей, бутиков мониторинг необходимых профессий в регионе для переквалификации и обучения шопников. Мониторинг полноты выплат налогов с торгового места. Мониторинг крупных предприятий для аутсортинга, и внедрения иновационных технологий.
| вменить наличие ККМ в каждом месте продаж в обязательства администрации рынков; | при импорте товаров применять установленные транспортные и торговые документы принятие заявления в акиматы лиц, прошедших мониторинг о переобучении по приемлемой квалификации, или помощь в создании предприятия по производству товаровуслуг.
|
6-месяцев | мониторинг грузового транспорта начать переговоры с КНР о возможности перемещения малотоннажным грузовым средствам 1~1,5т без дозволов по маршруту Хоргоз КНР- Хоргоз РК | уменьшить нормы ввоза сопровождаемых товаров (как вариант, исключая не переработанную сельхоз. продукцию) при упрощенном таможенном оформлении для физ. лиц, доведя их по стоимости провоза не более 5000$ и вес не более 1000кг; Ужесточить требования к пассажирам автобусов-однодневок, оформление производить только на фактически предъявляющего документы гражданина
| в стоимость разового талона включить социальные и налоговые отчисления; при этом жестко применять правило 90 дней работы по разовым талонам | Создание (1к4) альтернативных муниципальных рынков с предоставлением 20~30% площадей социально не защищенному населению, Не менее 30% площадей по льготным тарифам предоставлять национальным производителям ТНП и сельхозпродукции провести мониторинг необходимых профессий в регионе для переквалификации и обучения шопников, оповещение предпринимателей о возможных требуемых профессиях или оказание помощи в создании предприятия по производству иновационных товаровуслуг
|
| предпринимателей, торгующих в контейнерах, обязать применять ККМ
|
9- месяцев | На основе опыта выдачи дозволов по г.Алматы копировать практику в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях | Исключить ввоз сопровождаемого товара физ. лицами в упрощенном порядке - сложную электробытовую и компьютерную технику, сложное оборудованиемашины и технологические линии, | Исключить из практики разовые талоны. Перевести «шопников» работающих более 90 дней на патентную систему/упрощенную, со статусом частного предпринимателя. проводить постоянный мониторинг лиц, ввозивших товары, между таможенным и налоговым ведомствами для легализации и отнесения к определенной категории налогоплательщика. Легализация оптовиков с полнотой выплат таможенных платежей и налогов.
| Постоянный мониторинг пакета услуг/стоимости на муниципальных рынках мониторинг необходимых профессий в регионе для переквалификации и обучения «шопников». Увеличение числа муниципальных рынков в соотношении 1к3 |
| тоже |
15-месяцев | Мониторинг транспорта по ценам и времени прохождения пунктов пропуска На территории РК ввести возможность получения дозволов КНР заявлением удаленным доступом. | Исключить ввоз сопровождаемого товара- сложное оборудованиемашины и технологические линии, уменьшить нормы ввоза сопровождаемых товаров (как вариант, исключая не переработанную сельхоз. продукцию) при упрощенном таможенном оформлении для физ. лиц, доведя их по стоимости провоза не более 3000$ и вес не более 500кг;
| Перевести патентников со статусом частного предпринимателя, в ТОО на упрощенную налоговую отчетность; Пересмотреть финансовые параметры хоз.субъектов мсб. проводить постоянный мониторинг лиц, ввозивших товары между таможенным и налоговым ведомствами для легализации и отнесения к определенной категории налогоплательщика.
| Постоянный мониторинг пакета услуг/стоимости на муниципальных рынках мониторинг необходимых профессий в регионе для переквалификации и обучения «шопников». | Передать в ответственность применения ККМ в торговом месте «шопникам» | Вменить в ответственность приобретение и пользование ККМ в торговом месте. |
24-месяца | Мониторинг | уменьшить нормы ввоза сопровождаемых товаров (как вариант, исключая не переработанную сельхоз. продукцию) при упрощенном таможенном оформлении для физ. лиц, доведя их по стоимости провоза не более 1500$ и вес не более 50кг; перейти на обычные нормы таможенного оформления и исчислений таможенных платежей. Ужесточить пермещение граждан и товаров на автобусах-однодневках
| тоже | тоже |
|
|
27 месяцев | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг |
|