• Алматы, 050000, ул.Жибек Жолы 64/47, офис 818
  • info@kacb.kz

Предложения по предотвращения убытков при ведении внешнеэкономической деятельности

Предложения по предотвращения убытков при ведении внешнеэкономической деятельности

Исх № 72

От 02.08.2011 г.

Председателю

Комитета таможенного контроля

Министерства финансов

Республики Казахстан

Г-ну Баймаганбетову С.Н.

Предложения по предотвращения убытков

при ведении внешнеэкономической деятельности

Уважаемый Серик Нуртаевич!

Казахстанская ассоциация таможенных брокеров обращаемся к Вам в связи невозможностью разрешения сложившейся сложной ситуации возникающей при работе с программным продуктом Комитета таможенного контроля, Министерства финансов Республики Казахстан.

Ежедневно участникам внешнеэкономической деятельности наносится ущерб из-за не доработок в программном продукте КТК.

Как вам известно, с I июля 2011 года таможенные органы перешли на новую версию программного обеспечения. При этом участники ВЭД столкнулись, с нерешенными по сей день, проблемами по подаче и выпуске деклараций на товары (ДТ).

В Центрах оформления скопилось множество народу с надеждой, что их декларации возможно будет подать или выпустить. Страдают не только мелкие предприниматели, занимающиеся импортом товара из третьих стран, но и крупные экспортеры. Из-за невозможности подать или выпустить декларацию предприниматели несут колоссальные убытки в виде простоя вагонов и хранения грузов на СВХ.

Проблема контроля небольшой суммы таможенных процедур в 60 евро (12тыс.тенге) выливается в колоссальные штрафы за простои вагонов и автомашин в пунктах отгрузки товаров и грузов и на границе. Наносится огромный ущерб всей экономике Казахстана, замедляются темпы внешней торговли.

В программном обеспечении не работает обратная связь модуль пересылки: таможенные представители и декларанты подают электронную копию декларации (далее ЭК ДТ), система отвечает, что ДТ прошла «Успешна» (SUCCESS). Однако, когда инспектор пытается принять, по присвоенному регистрационному номеру (распечатка кода ответа таможенного сервера), то не видит ее в системе. Далее, когда система выдает статус ошибки, сервер «зависает», т.е. перестает работать и так по всей территории Республики Казахстан. «Зависать» сервер может очень долго из-за чего все участники таможенного оформления начинают нервничать, т.к. суммы убытков растут.

Также проблема возникает при просмотре платежей. Таможенный инспектор не видит проплаченные платежи в системе, а забить вручную эти платежи не представляется возможным, так как за это отвечает отдел доходов. Необходимо провести обучение или направить работников центрального аппарата в регионы, для обучения на местах, так как видео уроки (инструкции) могут понять только те, кто их писал, они составлены на сложном уровне, и непонятны для многих ответственных сотрудников таможенных органов на местах.

Оплатив деньги, участники ВЭД вынуждены бегать по кругу из отдела доходов областного Департамента таможни, ЦТО центра таможенного оформления и Комитетом казначейством МФ РК. Вместе с тем, аналогичная Ситуация при оплате наличными через кассу банка в ЦТО, или Пост-терминал у таможенника.

Предложения

1. Создать комиссию по выработке решения о создании высокотехнологичного программного продукта по таможенному декларированию для таможенных органов.

2. Обеспечить ежедневную работу оперативной рабочей группы из состава ответственных подразделений, обеспечить дежурство разработчиков таможенной программы или заменить разработчика;

3. Изменить порядок контроля выпуска товаров, предоставив возможность самим инспекторам давать выпуск товаров в Информационной системе таможенных органов, иначе простои грузов неизбежны.

4. Уведомлять участников внешнеэкономической деятельности о проделанной работе через портал таможни;

Данное предложение с нашей стороны носят коллегиальный характер, т.к. мы сами заинтересованы в улучшении работы данного программного продукта.

Недоработанность принимаемых нормативных документов, отсутствие разъяснений и возможности их получить. Отсутствуют правила заполнения электронных структур документов.

Требования по округлению цены товара, установленные правилами заполнения ДТ (РКТС 617), не соответствуют требованиям налоговой отчетности и валютного контроля. Налоговая инспекция и банки работают с неокругленными значениями. Участники ВЭД. по правилам заполнившие декларации, не могут сдать отчеты в налоговую инспекцию и в банк по валютному контролю из-за расхождения в суммах.

1. Отсутствие актуальной НСИ:

Разработчики должны использовать классификаторы, расположенные на портале КТК. но они недостоверны, т.к. актуализируются с большим запозданием.

Ценовая информация (условные цепы) - ранее на один код товара и одну страну происхождения приводилась одна цена. В этом году - на один код товара и одну страну происхождения приводится множество цен с разными датами выпуска, начиная с июля-августа 2010г. Т.е. дается не обработанная и не подготовленная для использования ценовая информация, а просто выгружается база данных с указанием цен. В этой ситуации таможенный инспектор может выбрать любую цену - от минимальной до максимальной (поле для коррупции).

В соответствии с письмом КТК-1-1-16/8436 от 24.08.05 г. - "... при применении резервного метода определения таможенной стоимости в случае отсутствия ценовой информации по определенному виду товаров на текущий период, используется ценовая информация предыдущего периода (не ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров)". Из этого следует Вопрос- почему при наличии контрактов, в которых явно указаны цены, таможня продолжает использовать условные цены, т.е. резервные методы определения таможенной стоимости?

2. Отсутствие тестовой площадки для предварительного тестирования новых версии приемной программы КТК и разработчиков пользовательского программного обеспечения (ПО).

2.1. При переводе на новую версию приемной программы возник ряд проблем:

- потеряно до 50% базы данных участников ВЭД. в результате чего нужно было заново подтверждать свою регистрацию в таможне;

- утеряны лицевые счета, т.е. УВЭД, оплативший заранее все суммы в июне 2011 г., в июле 2011 г. вынужден повторять оплату, чтобы таможенный инспектор ее увидел, либо тратить время на оформление акта сверки и доказывать, что оплата была произведена

- условия поставки не соответствовали ИНКОТЕРМС-2010 (исправлено в приемной программе 03.07.11).

2.2. Форматно-логический контроль (ФЛК) приемной программы некорректно отрабатывает по ряду режимов.

ИМ60 – вопрос решался с 4 по 8 июля, исправлено приемнойпрограмм08.07.11;

ЭК21 - вопрос решался с 8 по 11 июля, изменения в приемной программе;

ЭК77 - исправлено в приемной программе 11.07.11;

переход с режима на режим - ИМ4060. ЭК4077, ИМ4061 - исправлено только 15.07.11 и т.д.

В итоге все сообщения, за исключением касающегося ПСИ, переведены в информационный режим 15 июля 2011г.

2.3. Таможенные инспектора зачастую предъявляют требования, не соответствующие новым правилам и утвержденным электронным структурам, при этом ссылаются на других разработчиков, позволяющих своим пользователям выполнять некорректные требования. Т.е. на бумаге указано одно, а в электронной копии, которая должна соответствовать схеме - другое. Таким образом, создаются ситуации, когда бумажный и электронный документ имеют расхождения и не соответствуют друг другу. Следствие - недостоверная база, недостоверная статистика.

3. Сервер КТК часто не работает (например, 15.07.11 после 14.00; 19.07.11- после 10.00 весь день; 20.07.11 - с 10.00 до 14.00). УВЭД успевает отправить ДТ но когда пытаются отправить ДТС к этой ДТ, сервер уже не работает.

Кто и каким образом будет возмещать убытки УВЭД? Груз срочно надо отправлять, а электронные копии на сервер отправить невозможно либо по причине некорректных требований ФЛК, либо из-за неработающего сервера КТК.

4. является ли отсутствие электронной копии документа основанием, чтобы его бумажные копии не принимал таможенный инспектор?

5. XML-схемы - 3 года разрабатывались КТК, согласовывались с разработчиками пользовательского ПО, систематизированы, практически все моменты учтены, остались мелочи. Но приняты схемы российские – непроработанные, запутанные, не все учитывающие, т.е. для российских разработчиков ПО - минимальные изменения, для казахстанских - глобальные проблемы.

6. Решение проблем затягивается, финансовые убытки ложатся на участников ВЭД, ответственность госчиновников не определена.

С уважением,

Генеральный директор КАТБ

А.Мирзабаев

Исх № АБ - 74

От 03.08.2011 г.

Первому Заместителю

Премьер – Министра

Республики Казахстан

Г-ну Шукееву У.Е.

Уважаемый Умирзак Естаевич!

Казахстанская ассоциация таможенных брокеров обращаемся к Вам в связи невозможностью разрешения сложившейся сложной ситуации возникающей при работе с программным продуктом Комитета таможенного контроля, Министерства финансов Республики Казахстан.

Ежедневно участникам внешнеэкономической деятельности наносится ущерб из-за не доработок в программном продукте КТК.

Как вам известно, с I июля 2011 года таможенные органы перешли на новую версию программного обеспечения. При этом участники ВЭД столкнулись, с нерешенными по сей день, проблемами по подаче и выпуске деклараций на товары (ДТ).

В Центрах оформления скопилось множество народу с надеждой, что их декларации возможно будет подать или выпустить. Страдают не только мелкие предприниматели, занимающиеся импортом товара из третьих стран, но и крупные экспортеры. Из-за невозможности подать или выпустить декларацию предприниматели несут колоссальные убытки в виде простоя вагонов и хранения грузов на СВХ.

Проблема контроля небольшой суммы таможенных процедур в 60 евро (12тыс.тенге) выливается в колоссальные штрафы за простои вагонов и автомашин в пунктах отгрузки товаров и грузов и на границе. Наносится огромный ущерб всей экономике Казахстана, замедляются темпы внешней торговли.

В программном обеспечении не работает обратная связь модуль пересылки: таможенные представители и декларанты подают электронную копию декларации (далее ЭК ДТ), система отвечает, что ДТ прошла «Успешна» (SUCCESS). Однако, когда инспектор пытается принять, по присвоенному регистрационному номеру (распечатка кода ответа таможенного сервера), то не видит ее в системе. Далее, когда система выдает статус ошибки, сервер «зависает», т.е. перестает работать и так по всей территории Республики Казахстан. «Зависать» сервер может очень долго из-за чего все участники таможенного оформления начинают нервничать, т.к. суммы убытков растут.

Также проблема возникает при просмотре платежей. Таможенный инспектор не видит проплаченные платежи в системе, а забить вручную эти платежи не представляется возможным, так как за это отвечает отдел доходов. Необходимо провести обучение или направить работников центрального аппарата в регионы, для обучения на местах, так как видео уроки (инструкции) могут понять только те, кто их писал, они составлены на сложном уровне, и непонятны для многих ответственных сотрудников таможенных органов на местах.

Оплатив деньги, участники ВЭД вынуждены бегать по кругу из отдела доходов областного Департамента таможни, ЦТО центра таможенного оформления и Комитетом казначейством МФ РК. Вместе с тем, аналогичная Ситуация при оплате наличными через кассу банка в ЦТО, или Пост-терминал у таможенника.

Предложения

1. Создать комиссию по выработке решения о создании высокотехнологичного программного продукта по таможенному декларированию для таможенных органов.

2. Обеспечить ежедневную работу оперативной рабочей группы из состава ответственных подразделений, обеспечить дежурство разработчиков таможенной программы или заменить разработчика;

3. Изменить порядок контроля выпуска товаров, предоставив возможность самим инспекторам давать выпуск товаров в Информационной системе таможенных органов, иначе простои грузов неизбежны.

4. Уведомлять участников внешнеэкономической деятельности о проделанной работе через портал таможни;

Данное предложение с нашей стороны носят коллегиальный характер, т.к. мы сами заинтересованы в улучшении работы данного программного продукта.

Недоработанность принимаемых нормативных документов, отсутствие разъяснений и возможности их получить. Отсутствуют правила заполнения электронных структур документов.

Требования по округлению цены товара, установленные правилами заполнения ДТ (РКТС 617), не соответствуют требованиям налоговой отчетности и валютного контроля. Налоговая инспекция и банки работают с неокругленными значениями. Участники ВЭД. по правилам заполнившие декларации, не могут сдать отчеты в налоговую инспекцию и в банк по валютному контролю из-за расхождения в суммах.

1. Отсутствие актуальной НСИ:

Разработчики должны использовать классификаторы, расположенные на портале КТК. но они недостоверны, т.к. актуализируются с большим запозданием.

Ценовая информация (условные цепы) - ранее на один код товара и одну страну происхождения приводилась одна цена. В этом году - на один код товара и одну страну происхождения приводится множество цен с разными датами выпуска, начиная с июля-августа 2010г. Т.е. дается не обработанная и не подготовленная для использования ценовая информация, а просто выгружается база данных с указанием цен. В этой ситуации таможенный инспектор может выбрать любую цену - от минимальной до максимальной (поле для коррупции).

В соответствии с письмом КТК-1-1-16/8436 от 24.08.05 г. - "... при применении резервного метода определения таможенной стоимости в случае отсутствия ценовой информации по определенному виду товаров на текущий период, используется ценовая информация предыдущего периода (не ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров)". Из этого следует Вопрос- почему при наличии контрактов, в которых явно указаны цены, таможня продолжает использовать условные цены, т.е. резервные методы определения таможенной стоимости?

2. Отсутствие тестовой площадки для предварительного тестирования новых версии приемной программы КТК и разработчиков пользовательского программного обеспечения (ПО).

2.1. При переводе на новую версию приемной программы возник ряд проблем:

- потеряно до 50% базы данных участников ВЭД. В результате чего нужно было заново подтверждать свою регистрацию в таможне;

- утеряны лицевые счета, т.е. УВЭД, оплативший заранее все суммы в июне 2011 г., в июле 2011 г. вынужден повторять оплату, чтобы таможенный инспектор ее увидел, либо тратить время на оформление акта сверки и доказывать, что оплата была произведена

- условия поставки не соответствовали ИНКОТЕРМС-2010 (исправлено в приемной программе 03.07.11).

2.2. Форматно-логический контроль (ФЛК) приемной программы некорректно отрабатывает по ряду режимов.

ИМ60 – вопрос решался с 4 по 8 июля, исправлено приемнойпрограмм08.07.11;

ЭК21 - вопрос решался с 8 по 11 июля, изменения в приемной программе;

ЭК77 - исправлено в приемной программе 11.07.11;

переход с режима на режим - ИМ4060. ЭК4077, ИМ4061 - исправлено только 15.07.11 и т.д.

В итоге все сообщения, за исключением касающегося ПСИ, переведены в информационный режим 15 июля 2011г.

2.3. Таможенные инспектора зачастую предъявляют требования, не соответствующие новым правилам и утвержденным электронным структурам, при этом ссылаются на других разработчиков, позволяющих своим пользователям выполнять некорректные требования. Т.е. на бумаге указано одно, а в электронной копии, которая должна соответствовать схеме - другое. Таким образом, создаются ситуации, когда бумажный и электронный документ имеют расхождения и не соответствуют друг другу. Следствие - недостоверная база, недостоверная статистика.

3. Сервер КТК часто не работает (например, 15.07.11 после 14.00; 19.07.11- после 10.00 весь день; 20.07.11 - с 10.00 до 14.00). УВЭД успевает отправить ДТ но когда пытаются отправить ДТС к этой ДТ, сервер уже не работает.

Кто и каким образом будет возмещать убытки УВЭД? Груз срочно надо отправлять, а электронные копии на сервер отправить невозможно либо по причине некорректных требований ФЛК, либо из-за неработающего сервера КТК.

4. является ли отсутствие электронной копии документа основанием, чтобы его бумажные копии не принимал таможенный инспектор?

5. XML-схемы - 3 года разрабатывались КТК, согласовывались с разработчиками пользовательского ПО, систематизированы, практически все моменты учтены, остались мелочи. Но приняты схемы российские – непроработанные, запутанные, не все учитывающие, т.е. для российских разработчиков ПО - минимальные изменения, для казахстанских - глобальные проблемы.

6. Решение проблем затягивается, финансовые убытки ложатся на участников ВЭД, ответственность госчиновников не определена.

С уважением,

Председатель совета КАТБ

Г.Шестаков