Исх. № АБ-61
от 13.07.2011 г.
Председателю Комитета
Таможенного Контроля Министерства финансов
Республики Казахстан
г-ну Баймаганбетову С.Н.
Копия:
В.И. обязанности
Начальника Департамента
Таможенного Контроля
по г. Алматы и Алматинской области
г-ну Баймуханбетову М.А.
Уважаемый Серик Нуртаевич!
Настоящим письмом Казахстанская Ассоциация Таможенных Брокеров выражает Вам свое почтение и просит разъяснить следующее:
В настоящее время таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств на таможенном посту «Коргас» происходит по следующей технологической схеме.
Весь автомобильный транспорт, въезжающий на таможенную территорию РК из Китая, помещается в накопитель. Таможенный брокер (представитель) производит транзитное таможенное декларирование товаров согласно, представленных товаросопроводительных документов. После приема и регистрации ТД автомашина помещается на участок контрольного взвешивания и электронного сканирования. Расхождение сведений полученных при контрольном взвешивании и сведений указанных в ТД гарантированно, из-за некорректности Китайских документов и неточности самих весов как на Китайской так и Казахстанской стороне, данная ситуация приводит к недостоверному декларированию. При этом могут возникать моменты, когда брокера могут принудить к неформальным выплатам, чтобы произвести аннулирование ДТ. В противном случае действия брокера подпадают под статью Кодекса Об административных правонарушения № 429 «недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств», что приведет к усложнению транзитного оформления т.к. брокер просто не будет оформлять товары кроме «самоходов».
В связи с этим предлагаем следующее:
1. автотранспорт сначала проходит через участок контрольного взвешивания и электронного сканирования, и затем помещается в накопитель. Товаросопроводительные документы передаются брокеру для заполнения транзитной декларации. Представитель подает и регистрирует ТД, таможенная служба проводит таможенный контроль.
Данная схема позволит исключить риск непреднамеренной ошибки и проследить задержки по времени оформления, как у контролирующих служб, так и у брокера.
2. Помещение автотранспорта на территорию СВХ возможно только в том случае, когда завершить таможенное оформление товаров до конца рабочего дня, не представляется возможным.
С уважением, Генеральный директор КАТБ | А.Мирзабаев |
Комитет таможенного контроля МФ РК, рассмотрев обращение Казахстанской ассоциации таможенных брокеров от 13 июля 2011г. № АБ-61, сообщает следующее.
В июле 2010 года реализованы правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе - Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – Кодекс), который применяется на единой таможенной территории государствами – членами Таможенного союза.
В рамках положений таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан государствами-членами Таможенного союза унифицирован порядок:
перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;
таможенного декларирования товаров и применения таможенных процедур;
совершения таможенных операций, связанных с таможенной очисткой и выпуском товаров;
проведения таможенного контроля с использованием системы управления рисками (далее – СУР) и др.
При этом, вопросы проведения таможенных операций, совершаемых в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и сроки их проведения, урегулированы положениями статьи 160 Кодекса.
В настоящее время КТК МФ РК в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза осуществляются мероприятия по искоренению фактов недостоверного декларирования товаров и приведения технологии проведения контроля в соответствие с требованиями таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан. Прежняя существовавшая технология не соответствовала действующему законодательству, в связи с чем, изменилась технология проведения таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска, в частности, в пункте пропуска «Коргас».
Государственный контроль в пунктах пропуска осуществляется в последовательности, определенной постановлением Правительства РК от 13 декабря 2005 года № 1240, который является действующим нормативным документом. В целях установления единого порядка прохождения таможенного контроля разрабатывается проект приказа «Порядок проведения таможенного и иных видов контроля в автомобильных пунктах пропуска», который определяет последовательность действий сотрудников таможенных органов на каждом этапе таможенного контроля с применением ТСТК.
В соответствии со статьей 182 Кодекса, подача транзитной декларации участником ВЭД является формой таможенного декларирования, при этом в транзитной декларации должны быть указаны сведения о фактически ввозимых товарах, подтвержденные приложенными документами, содержащими сведения о товарах. После заявления транзитной декларации, согласно пункта 1 статьи 107 Кодекса, таможенные органы проводят таможенный контроль с применением технических средств таможенного контроля (АСКДТ и ИДК) - для проверки достоверности заявленных сведений, результаты которого используются для принятия решения по таможенному декларированию товаров и транспортных средств. Данная процедура и технология контроля полностью соответствует таможенному законодательству и предотвращает риск недостоверного декларирования товаров участниками ВЭД.
В отношении расхождения сведений, заявленных в товаросопроводительных документах и результатов фактического взвешивания - поясняем, что взвешивание грузовых транспортных средств на таможенных постах производится на сертифицированном весовом оборудовании. Оборудование для взвешивания регулярно проходит метрологическую аттестацию (поверку) с последующим клеймением (опломбированием) уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации, ответственными за соблюдение требований в области мер и весов.
Поверка средств измерений таможенных постов, которыми взвешиваются грузовые транспортные средства, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений». В пункте пропуска «Коргас» функционирует весовое оборудование АСКДТ, поверенное в мае 2011 года. В рамках Программы «Борьба с наркоманией и наркобизнесом в РК на 2009-2011 годы», до конца текущего года предусмотрена установка дополнительно двух АСКДТ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 160 Кодекса, в местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
При этом, согласно пункта 4 статьи 160 Кодекса, перевозчик или иное заинтересованное лицо, обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с избранной таможенной процедурой, в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия.
Мы надеемся, что участники ВЭД, в лице Казахстанской ассоциации таможенных брокеров, в первую очередь, заинтересованы в соблюдении таможенными органами законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности и с пониманием отнесутся к принимаемым КТК МФ РК мерам по наведению порядка в пунктах пропуска.
Выражаем искреннюю надежду на взаимопонимание и дальнейшее сотрудничество.
Заместитель Председателя | М. Мухамбетов |
Исп.: Калиев Б.
Тел. 79-46-96 (вн.2865)