Премьер - Министру
Республики Казахстан
Г-ну Ахметову Д.К.
От члена рабочей группы при
правительстве РК по
финансово-экономическим вопросам
Шестакова Г.А.
Уважаемый Даниал Кенжетаевич!
Настоящим представляю свои предложения по дальнейшему совершенствованию таможенно-тарифной и налоговой политики Казахстана.
1. Исключение практики установления плана для таможенной службы по сбору налогов по импорту и экспорту в качестве показателя эффективности их деятельности.
В связи с существующей практикой установления плана по сбору налогов таможенные органы заинтересованы более в том, чтобы выполнить план, а не в том что, в соответствии с нормативными документами совершать действия по определению таможенной стоимости и классификации товаров.
В развитых странах в бюджете страны доходы от таможенных платежей и налогов составляют от 8-15%, эта функция носит дополнительный характер, так как правительство определяет приоритетное направление развития экономики, в следствии чего происходит изменение таможенных тарифов и соответственно изъятие налогов и платежей в момент таможенного оформления, соответственно возрастает поступление налогов в отчетный период от хозяйственной деятельности.
2. Исключение функций по валютному контролю.
В развитых странах функции валютного контроля несут финансовые институты совместно с ведомствами фискального надзора. Существующая система валютной отчетности позволяет проконтролировать легальные валютные переводы и проанализировать характер перевода средств (экспортно-импортные операции или иное). Система контроля посредством таможни не эффективна, происходит дублирование действий банками, налоговой и таможенной службами, кроме этого существует масса способов обойти таковой контроль достаточно легализовано, самый простой оффшоры.
Необходимо установить правило, при котором таможня будет только отвечать на запросы вышеназванных ведомств с предоставлением данных о факте внешнеэкономической деятельности: суммы и даты сделки, торгового партнера. В развитии электронного правительства эти данные могут быть востребованы в камеральном режиме ведомствами при наличии допуска к информации.
3. Необходимо оснащение таможенных лабораторий оборудованием и прикладным программным обеспечением, так как в отделах экспертиз (таможенных лабораториях) территориальных таможенных органов практически отсутствует необходимое оборудование, вследствие чего, для проведения сложных исследований товаров, материалы направляются в Центральную таможенную лабораторию г.Астана. В перспективе (2006-2007гг.) необходимо создание Научно-исследовательского института КТК РК для решения прикладных задач в области таможенного контроля, в котором предусмотреть департамент по определению классификации товаров, работающий в постоянном контакте как с таможенной службой РФ, так и с ВТО, а так же департамент по определению таможенной стоимости товаров.
4. Оптимизация количества контролирующих органов на границе.
В пунктах пропуска на таможенной границе Республики Казахстан государственный контроль осуществляется пятью контролирующими службами (пограничная служба КНБ РК, санитарно-эпидемиологическая служба МЗ РК, ветеринарно-фитосанитарная служба МСХ РК, органы транспортного контроля МТК РК и таможенные органы РК).
В сущности, функции данных служб, кроме органов пограничного контроля и таможенных органов, сводятся лишь к регистрации товаров и транспортных средств, формальной проверке документов и проставлению штампов в сопроводительных документах.
Сложившаяся ситуация усложняет процедуру перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу, создает значительные административные барьеры, что противоречит требованиям Международной конвенции "О согласовании условий проведения контроля грузов на границе" к которой Республика Казахстан присоединилась в мае 2002 года.
В связи с этим, предлагаю в целях повышения эффективности и совершенствования системы государственного контроля на границе Республики Казахстан, а также соблюдения международных норм и требований, функции всех государственных органов, расположенных в пунктах пропуска на Государственной границе Республики Казахстан, кроме пограничной службы, передать таможенным органам.
Предлагаемые меры на границе сегодня развиты во многих странах, где в пунктах пропуска размещены только пограничная и таможенная службы (Венгрия, Польша, Германия, Сингапур, США, Канада и т.д.). Аналогичная работа ведется в этом направлении и в Российской Федерации. Полагаю, что данные меры приведут с одной стороны к созданию благоприятных условий перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу, с другой стороны - позволят оптимизировать формы государственного контроля в пунктах пропуска при сохранении его качества, экономии бюджетных средств и их целенаправленного использования. Это позволит реализовать поручения, данные Главой государства в Послании к народу Казахстана от 18 февраля 2005 года.
5. Таможенная стоимость.
-
- условная оценка (приказ№209 от15.05.03. противоречит таможенному кодексу ст321),
нет описания конкретного товара, есть цена товарной группы импортируемая из определенной страны. Пример ручки из Франции идут по одной позиции но: есть ручки BIС, есть Parker и Balmain , из одного материала, но bic расчитан на широкий потребительский рынок, а parker и Balmain на определенный престижный уровень клиентов; или мебель штучная или комплекты, нет торгового бренда, модели, нет количества предметов в комплекте, нет качества материалов используемых при изготовлении, а условные цены одинаковы, и так по всем позициям.
-
- оценка товара с помощью экспертизы ICS
не позволяет достоверно определить стоимость товара, т.к. методика не соответствует международным нормам, доказать как правильность так и искажение стоимости не возможно; кроме этого ICS не производит экспертизу по завышению таможенной стоимости товаров, что полностью используется как инвесторами, так и РГП «отмывая» деньги; нет открытости в принятии решений, нет системы судебной защиты, нарушены как национальные нормы права, так и международные на которые имеются ссылки в таможенном кодексе.
Предложение:
- Создать базы данных ценовой информации соответствующие требованиям таможенной кодекса, использовать в этих целях возможности и информацию, которая будет формироваться в результате внедрения «электронной таможни», как части «электронного правительства». Условная цена должна быть корректна к ввозимому товару и должна представлять следующую информацию: марку, модель, торговый бренд, качество изготовления, количество наименований в комплекте (в соответствии таможенными нормативными актами).
- Ценовая информация должна быть подтверждена общественными объединениями представляющими трейдеров в заинтересованных позициях товарных групп.(норма ГАТТ)
- Осуществлять конкурентный подход к привлечению независимых экспертов по определению ценовой информации, исключить монополию одного эксперта, заключения экспертов признаются равными без влияния административного давления,
- Таможенная служба обращается к услугам независимой экспертизы только в случаях невозможности установления таможенной стоимости путем последовательного применения всех методов определения таможенной стоимости.
- Создать в рамках консультативного совета комитет по определению таможенной стоимости товаров носящей форму третейского суда с участием на равных условиях: КТК МФ РК, представителей трейдеров (Форум предпринимателей, КРРК, ТПП, КАТБ), представителя компаний по определению таможенной стоимости (норма ГАТТ ст.7).
- Обеспечить равные условия для оказания содействия в проведении таможенного контроля независимым экспертам, обязать КТК МФ РК предоставить публичные договора.
6. Тарифная политика.
Считаю необходимым срочно начать разработку таможенного тарифа и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан.
В действующем постановлении Правительства Республики Казахстан №1389 от 14 ноября 1996 года "О ставках таможенных пошлин на ввозимые товары" (далее- Постановление), ставки пошлин установлены на товары, определяемые как по кодам Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС (далее - ТН ВЭД), так и по наименованиям. Так, например, в указанном постановлении по коду ТН ВЭД 1001 00 000 0 - "пшеница твердая" ставка таможенной пошлины установлена в размере 5 %, но "из" того же кода ТН ВЭД 1001 00 000 0 "пшеница твердая семенная" ставка 0%.
Кроме того, в действующем постановлении существует очень много товарных подсубпозиций с наименованием "прочие", "кроме", что в отрыве от основной товарной позиции может приводить к иному или неясному толкованию наименования товара.
К примеру:
8701 90 900 0 тракторы прочие - ставка пошлины установлена 0%, в тоже время если смотреть ТН ВЭД в целом, то уже можно конкретно определить что относится к тракторам прочим.
Предложение:
- Эскалация таможенных тарифных должна происходить от сырья к переработки до готовой продукции и применимости товара. Тарифных интервалов не более 6.
-
- Первый интервал – растительное и животноводческое сырье, органическое и неорганическое сырье.
- Второй интервал- частично обработанное сырье и не сложные комплектующие материалы.
- Третий интервал- готовые товары из продуктов растениеводства и животноводства, иные готовые изделия и не сложные механизмы.
- Четвертый интервал- сложные механизмы и машины.
- Пятый интервал- высокотехнологическое оборудование.
- Шестой интервал- вооружение
- Первый интервал –0 ставка
- Ставки в последующем тарифном интервале не должны превышать предыдущий на 2-4%
- Максимальные ставки не должны превышать 15%
-
- На ввозимое оборудование применять систему зачета НДС.
- На основе затратных механизмов в производстве определять предел таможенных тарифов для лучших или одинаковых условий для своих производителей.
- Совместимость таможенных тарифов с основными странами торговыми партнерами.
- Защитные пошлины: срок действия не более полугода, срок возврата (корректировка в налоговой отчетности) не должен превышать следующего отчетного периода по окончании действия срока защитной пошлины.
5.1. Экспортная пошлина на вторичные металлы
Также хочу Вас проинформировать, что многие экспортеры лома черных металлов совершенно законно уклоняются от уплаты экспортных пошлин, в частности это касается так называемых "желобов". Берется старая труба, разрезается пополам и получается изделие, которое по законодательству не облагается экспортной пошлиной.
Предлагаю в целях избежания подобных ситуаций установить аналогичные ставки экспортных пошлин и на так называемые изделия, одновременно снизив ставку до 5-8%, с установлением специфической ставки.
7. Осуществление радиационного контроля на границе
В настоящее время остро назрела проблема возврата экспортной пошлины участникам внешнеэкономической деятельности при возврате Китайской Народной Республикой радиационного лома. В соответствии с Таможенным Кодексом возврат экспортной пошлины может быть осуществлен только при его возможной идентификации, что практически невозможно, так как при возврате вагонов обнаруживается подмена груза, недостача, компенсируемая вложением мусора на китайской стороне. Считаю, что данный вопрос решаем только на уровне глав Правительств.
Кроме того, в настоящее время органы Санэпидемслужбы не в состоянии обеспечить должный дозиметрический и радиологический контроль при отгрузке лома, который и выражается в повальном возврате вагонов из КНР.
8. "Электронная таможня"
С 2004 года таможенная служба проводит работу по разработке в рамках программы "Электронное правительство" ведомственной программы "Электронная таможня". И здесь хотелось бы предостеречь от ошибок на этом пути. Для полнофункциональной работы таможенной службы с участниками внешнеэкономической деятельности через Интернет необходимо создание Удостоверящего центра для Таможни. Соответственно требуется проведение как организационных мероприятий, так и программно-технических по закупке соответствующих средств. При этом, Удостоверяющий центр не может существовать в отрыве от всей информатизации и функционирования электронной таможни. Для этого необходимо создание Информационного центра, где удостоверение цифровой подписи декларанта будет одной из функций всей программы.
Необходимо учесть, что разработкой данной программы, реинжиниринг, поставка оборудования и процесс сопровождения в дальнейшем осуществлялись одним поставщиком услуг, который бы прежде всего уже имел опыт работы по данной тематике.
Смысл "электронной таможни" будет сведен к нулю, если документы, которые необходимы для таможенного оформления, в частности различного рода товаро-транспортные документы, разрешения, лицензии и т.д. не будут предоставляться в электронном виде или электронные базы ведомств не будут совмещены. Это касается и подтверждение уплаты таможенных платежей и налогов через систему Казахстанского центра межбанковских расчетов (КЦМР).
-
- Усиление контроля по доставке товаров с применением современных электронных носителей (электронная карта доставки товаров, электронные замки), применение международных коносаментов (FBL FIATA) и систем информированности.
Пояснение: существующая практика контроля доставки товаров рискованна; если подтверждение по доставке товаров с применением TIR происходит в течение 2-5 дней, то подтверждение о доставке товаров по жд. происходит в течение 30 дней, что в общем все таки говорит о доставке; авто без обеспечения или TIRа сопряжено с риском не доставки или ложным транзитом.
Совмещая данные по эл.сканированию грузовых мест с местом доставки, в системе электронной таможни в момент оформления контроля доставки передавать информацию в таможню назначения. В таможне назначения в камеральном режиме, до поступления товара, основываясь на системе рисков определить достоверность поставки.
Постепенно отказаться от заполнения документа контроля доставки в бумажной версии, перенеся часть действий: на электронные пломбы с передачей данных в КТК МФ РК и таможню места назначения; а при отсутствии такой необходимости использовать систему обеспечения, создав электронную версию бланка обеспечения.
-
- Система рисков Разработать внятную систему рисков используя в необходимых форматах данных опыт отраслевых ассоциациаций, на основе межправительственных двухсторонних соглашений добиться получения оперативной информации из таможенных ресурсов по взаимной торговле. Получить доступ к системе «ACI»- авансовой грузовой информации что, позволит таможенной службе РК получить информацию по 27 полям в момент оформления экспортных таможенных процедур из третьих стран, в совокупности с национальной системой рисков и камеральными проверками в системе «электронного правительства» позволит до момента поступления груза в таможню назначения импортера, таможенной службе решить насколько представляет интерес товар и импортер к группе риска, можно ли выпустить товар по предоставлению электронных документов без непосредственного представления документов и контакта с импортером и товаром. Пока таможенная служба РК не в состоянии принимать информацию по системе ACI.
- Системы электронных торговых документов могут существенно помочь развитию торговли. Документы транспортные(CMR, AWB, СМГС, FBL FIATA) инвойс, лицензия- формируются в цифровой формат, передаются за короткий период времени, что позволяет трейдерам и таможне вести оперативно таможенные процедуры. Введение СЭТД всегда положительно сказывается на экономии бумаги, людских ресурсов и сокращении транспортных издержек. Внедрение национальной СЭТД гарантирует отечественным импортерам и экспортерам, что они не «выпадут» из международных поставок лишь потому, что не могут быстро обмениваться и обрабатывать торговую документацию, т.е. эффективно соперничать с конкурентами. Успешное развитие СЭТД требует решимости со стороны государства. Необходимо тесное сотрудничество между государственным и частным сектором. Но правительство, должно делать какие-то предварительные шаги в этом направлении. Чтобы обеспечить законодательную базу для новой системы, необходимы распоряжения или постановления, которые уполномочивали бы госучреждения внедрить систему, как в государственном, так и в частном секторе экономики. Такие постановления должны закреплять необходимость полной и точной передачи данных пользователями и их идентификации, для их последующей обработки и утверждения.
- Электронное декларирование: перейти на безбумажное декларирование поэтапно с определенной суммы и определенным кодам товара (2~5тыс $$), используя определенный перечень СЭТД(систему электронных торговых документов) и формат ГТД. После отработки появившихся проблем и определения рисков перейти на следующий уровень 5~10тыс$$, и так далее.
9. Налоги
1. По результатам опросов проведенных КАТБ по предпринимателям представляющим малый-средний бизнес от налогооблажения уводится:
- "легальными" (оффшоры) действиями- 30~50% налогов у 16% респондентов, под 1~2%
- Отмывкой в "обнальных конторах"- 40~50% налогов у 68% респондентов, под 4~9%
- Легальная выплата заработной платы
-20~40% -у 36% респондентов; -40~60% -у 28% респондентов
-60~80% -у 9% респондентов -80~100%-у 4% респондентов
- Оставшаяся часть вообще не ведет налоговой отчетности.
Готовы платить налоги при снижении ставок налогообложения:
- полностью: при снижении ставок на 50%- примерно 85% респондентов;
- оплачивать налоги частично при снижении ставок на 30% - примерно 60% респондентов оплачивать налоги в пределах 80%;
- при снижении ставок налогообложения на 10% - только около 10% респондентов готовы полностью оплачивать налоги.
Основная причина увода в тень: высокие ставки налогооблажения при жестком администрировании, в качестве примера: "отмывание денег" путем обналичивания без оффшора, стоит в Кыргызии и Российской Федерации 1-2% для нац.валюты и 1,5-3% для $$ или евро.
2. Амортизационная политика: необходимо рассмотреть применение линейного метода; применение "ускоренной системы" списания с 2005 года может привести к увеличению затрат на единицу продукции, уводу в "тень" основных средств и уменьшению выплат по КПН.
3. Основные торговые партнеры по импортируемым товарам: Китай и Россия могут позволить себе жесткое лоббирование своих экспортеров. Китай за счет меньшей налоговой нагрузки и стабильной привязке юаня к доллару США. Россия за счет меньшей налоговой нагрузки и экспортной пошлины на сырую нефть.
4. Увеличение экспортной цены на нефть и падение $$ приводит к укреплению тенге, что при одинаковых затратах производства единицы продукции приводит к удорожанию отечественных товаров на 12-17%;
5. При стабильном увеличении цены на нефть пропорционально растут затраты у недропользователей и нет существенного увеличения поступлений от КПН. Кроме этого, увеличиваются выплаты НДС из бюджета экспортерам сырой нефти, хотя в производстве и транспортировке нефти не происходит добавленной стоимости;
6. В стране нет ни одного малого предприятия производителя товаров\\услуг начавшего деятельность с патента\\упрощенного налогового режима и являющегося в настоящий момент крупным предприятием.
7. Кредитные ресурсы дороги и не обеспечивают развития производства в долгосрочном периоде из-за существенной налоговой нагрузки.
Предложение: снизить ставки всех налогов
- НДС - уменьшить ставку всем до 10% (как вариант дифференцировать сельхозпроизводителям до 8%; производителям товаров\\услуг -10%; торговля-12%).
- или дифференцировать по статусу предприятия в соответствии с имеющимися параметрами: малый бизнес -8%, средний бизнес - 10%, крупный - 12%.
Сельхозпереработчикам ввести систему зачета или компенсации НДС на сырье приобретаемое без НДС.
Не выплачивать экспортный НДС по сырой нефти, или ввести специфическую ставку с 1 тонны нефти 80-120$;
- КПН - уменьшить ставку до 15%.
- Социальный налог- регресивную шкалу исчисления уменьшить на малые суммы базовых исчислений и сделать ее от 10~5%
- Индивидуальный подоходный налог- снизить пропорционально ставкам с 3-х до 15%.
Снижение ставок соцналога и ИПН позволит отказаться от ряда схем "официального" обналичивания средств, при выплате заработной платы субъектами малого среднего бизнеса. Стоимость такой операции - от 5 до 10% от суммы, подлежащей обналичиванию.
При полной выплате заработной платы работнику, отчисления предприятий малого\\среднего бизнеса составят:
- стоимости социального налога - от 10 до 17%;
- стоимости части косвенных налогов - до 5-6% (учитывая, что в себестоимости работ или услуг заработная плата колеблется в размере 30-40%)
В этой ситуации серьезные экономические последствия несут:
а) работники предприятия, не имеющие достаточного обеспечения своего пенсионного накопления;
б) государство, не дополучающее средства в бюджет в виде социального и индивидуального подоходного налогов.
Существующая система выплаты социального налога выгодна лишь крупным предприятиям, где размер заработной платы несоизмеримо высок по сравнению с заработной платой на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Снижение всех налогов позволит легализовать финансовые потоки, бюджет страны ничего не потеряет, если с существующих ставок не выплачивается ок. 40% налогов, то снижение ставок приведет только к полноте выплат.
- Налоговая амнистия (уменьшение срока исковой давности)- обычная практика развивающихся стран, в основном все «спрятанные» деньги в дальнейшем оборачиваются в национальной экономике. Правительство сознательно создает условия для теневой экономики, шагом навстречу к легальному предпринимательству будет разовая налоговая амнистия или сокращение срока исковой давности до 2-3х лет.
10. Легализация рынков
Отсутствие легальных отношений торгующих на рынке.
-
- отсутствие прозрачных отношений между владельцами рынков, торгующими, налоговыми службами или их представителями, выдающими разовые талоны и всех, как вместе взятых, так и по отдельности перед законом.
- при наличии больших оборотных средствах торгующих нет соответствующих налоговых поступлений;
- не заинтересованность налоговых органов в легализации отношений оптовиков;
- не заинтересованность оптовиков в полном таможенном оформлении товаров;
- не заинтересованность таможенной службы в упрощенном таможенном оформлении товаров шопников;
Предлагается:- Легализация земельных и имущественных (торговые площади и строения) отношений.
- отстранить от выдачи разовых талонов управление базарами- путем установки электронных машин для самостоятельного кодированного ввода рнн-предпринимателя в разовый талон;
- вменить наличие ККМ на каждом торговом месте в обязательства администрации и обязать предпринимателей торгующих в стационарных торговых местах применять ККМ;
- в стоимость разового талона включить социальные и налоговые отчисления;
- скорреспондировать выплаты по таможенным платежам при ввозе товаров с выплатами при получении разового талона, исключив из терминологии ндс и пошлина, назвать - сборы;
- уменьшить единые ставки сбора при ввозе товаров для физических лиц в пределах 12~16%
- ввести электронные копии таможенного приходного ордера;
- постепенно в течении 2~3 лет уменьшить нормы ввоза при упрощенном таможенном оформлении для физ. лиц, доведя их по стоимости провоза до норм развитых стран 1200~2000$;
- проводить постоянный мониторинг лиц ввозивших товары между таможенным и налоговым ведомствами для отнесения налогоплательщика к определенной категории;
- В течении 2~5х лет провести переквалификацию и обучение шопников за счет государства для трудоустройства в реальном секторе экономики.
11. Проверки
Система проверок установленная налоговым и таможенными кодексами продолжает идеологию презумпции вины предпринимателя.
Для исключения такого положения предлагается:
- в системе проверок оставить только 2-а вида: камеральную и документальную, в связи с развитием электронного правительства нет необходимости без наличия оснований, которые устанавливаются камеральным способом осуществлять фактические действия. При наличии определенных фактов направить извещение хоз.субъекту о сомнительной деятельности и сроками устранения. При поступлении в этот период дополнительных налоговых отчислений проверять нет необходимости, при отсутствии поступлений важно решить «цену вопроса» насколько существенно нарушение и расходы по проведению проверки.
-заключения любых проверяющих ведомств носят только форму заключения эксперта не обладающего административным ресурсом, и судом устанавливается наличие и объем правонарушения.
Председатель Совета
Казахстанской ассоциации
таможенных брокеров
Г.Шестаков