Исх. Аб-107 от 12.02.2010г.
Комитет таможенного контроля
Министерство финансов
Республики Казахстан
О таможенном законодательстве Таможенного Союза
Казахстанская Ассоциация Таможенных Брокеров (КАТБ),объединяющая в своих рядах более 30–ти компаний, обращается к Вам по вопросу разработки проекта Таможенного кодекса Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Мы, представители малого бизнеса, с нетерпением ждали заключения этого Таможенного союза и принятия соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих возникающие правоотношения. Хотелось, чтобы с созданием основополагающей правовой базы союза, были реально достигнуты условия для развития торговли и сняты всевозможные ограничения, препятствующие этой торговле. Ведь все основания, исторические и экономические предпосылки для этого, имеются.
Гражданское законодательство стран-участниц аналогично друг другу, и нетрудно создание механизма регулирования деятельности Таможенного союза.
В то же время, в некоторых нормах проекта Кодекса мы заметили определенные отклонения от принципа равенства всех перед законом. Здесь более приоритетно устанавливаются права и обязанности крупного бизнеса, нежели малого и среднего.
Представители крупного капитала, обладающие надлежащими финансовыми средствами, имеют больше возможности отвечать условиям их включения в реестр уполномоченных представителей. Основная масса ныне действующих таможенных брокеров, из-за отсутствия достаточных финансовых средств, будет вытеснена из рынка услуг в сфере таможенного дела, значительно сократив объем оказываемых услуг. Будут также сокращены рабочие места лиц, занимающихся на этом рынке, увеличится число безработных. Эти обстоятельства непременно окажут влияние в целом на экономику стран-участниц союза и создадут напряженную обстановку.
Одним из атрибутов идеологии экономических законов наших стран, за последние годы, явилось включение в содержание законодательных актов норм, предусматривающих оказание поддержки малому и среднему бизнесу, создание надлежащих условий для его деятельности, в том числе, мерами тарифного и нетарифного регулирования, снижение нагрузки на бизнес.
В этом направлении предпринимательские структуры ожидали значительно больше положительного, чем есть на самом деле, особенно в сфере законодательного урегулирования тех правоотношений, ради которого создается Таможенный Союз. Однако, вопреки положениям закона о частном предпринимательстве, предпринимательские структуры не были вовлечены в работу над проектом Таможенного Кодекса Таможенного Союза.
Мы, в настоящее время, инициативно изучаем и обсуждаем нормы проекта Таможенного кодекса таможенного Союза и сразу же отмечаем драконовское содержание отдельных его норм. К примеру, взять ст.13 проекта, в которой предусмотрены условия включения в реестр уполномоченных представителей. Хотя уполномоченные представители относятся к разряду представителей малого бизнеса, сумма обеспечения уплаты таможенной пошлины и налогов, в размере не менее одного миллиона ЕВРО, не соответствует статусу представителя малого бизнеса. Например, в Казахстане, ни одна таможенная брокерская компания не выдержит такой финансовой нагрузки.
Гражданское законодательство стран-участниц Таможенного Союза аналогично друг другу, в том числе виды обеспечения исполнения законодательства. В числе условий включения в реестр уполномоченных представителей, в ст.13 Проекта, предусмотрено наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности. Несмотря на это, проект дополнительно предусматривает еще предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, в размере не менее одного миллиона Евро, то есть кандидат в уполномоченные представители вынужден дважды произвести обеспечение уплаты за одно и то же, по гражданской ответственности, вытекающей из обязательства за причинение вреда.
Считаем возможным и достаточным, оставить в проекте только одну меру обеспечения гражданской ответственности, и она не меняет сущности, содержания и задачи проекта.
В то же время, считаем возможным выразить мнение по некоторым другим вопросам, затрагиваемым правовыми актами Таможенного союза.
Принимая во внимание тот объективный факт, что политические решения и действия имеют в своей основе экономические устремления государств, в этой связи, вопросы создания Таможенного союза, в первую очередь, требуют формирования общих экономических мер в межгосударственных отношениях, таких как разработка и утверждение Единого таможенного тарифа и создание других инструментов, обеспечивающих нормальную реализацию решений Таможенного союза.
Естественно, такая работа должна поддерживаться предусмотрительными изысканиями и практическими мерами, в направлении совершенствования таможенных процедур и технологий таможенного контроля в целом, в рамках межгосударственной гармонизации таможенной практики.
С уважением, Председатель Совета КАТБ |
Г. А. Шестаков |

Вход. АБ-28 от 13.04.2010г.
Исх.КТК-1-5-11/2027 от 19.03.2010г.
Казахстанская ассоциация
таможенных брокеров
г. Алматы, ул. Наурызбай батыра,65/69
Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев обращение от 12 февраля 2010 года №АБ-107, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 13 Таможенного кодекса таможенного союза (далее- Кодекс) условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:
1) наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза;
3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на день внесения такого обеспечения;
4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или0 законодательством государств-членов таможенного союза.
Согласно пункта 1 статьи 86 Кодекса уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:
денежными средствами (деньги);
банковской гарантией;
поручительством;
залогом имущества.
Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, таможенный представитель может выбрать один из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом в случае прекращения своей деятельности, как таможенного представителя сумма обеспечения подлежит возврату.
В связи с вступлением в действие с 1 июля 2010 Кодекса, упраздняется институт лицензирования, тем самым отменяется обязательная уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера 9составляющая на данный момент 5000 (евро).
Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусматривается как вид гарантии, в случае нарушения таможенным представителем требований и обязанностей перед таможенными органами. В то время как предоставление договора страхования риска своей гражданской ответственности является одним из видов юридической ответственности последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения таможенным представителем своих обязанностей перед представляемым лицом.
Вместе с тем, согласно пункта 4 статьи 367 Кодекса, указанная норма, как условие включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, применяется в государствах-участниках таможенного союза, если его законодательством предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Государства-участники таможенного союза, законодательством которых на день вступления в силу настоящего Кодекса не предусмотрена такая солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение одного года предусмотреть в своем законодательстве положения, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
В связи, с чем данные меры являются разными условиями и видами обеспечения ответственности таможенных представителей, как перед представляемым лицом, так и перед таможенными органами.
Заместитель Председателя | И. Тен |
Исп. Л. Нургалиева
Тел 79-45-45