Исх. АБ-4 от 14.01.2010
Прокурору Юго-Восточной межрегиональной транспортной прокуратуры, Государственному Советнику юстиции 2-го класса Константинову А.В.
Уважаемый Анатолий Васильевич!
К Вам обращается Казахстанская Ассоциация Таможенных Брокеров(КАТБ) по следующему вопросу.
6 ноября 2009 года АО «НК Казахстан Темир Жолы» доводило до сведения всех экспедиторских организаций письмо Государственного учреждения «Юго-Восточный межрегиональный департамент Государственного санитарно- эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте» Комитета Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее - Госнадзор) от 11 сентября 2009 года № 07-27-1972, согласно которому Госнадзор, с 01 января 2010 года запретил ввоз на территорию Республики Казахстан грузов до предоставления сертификатов соответствия и сертификатов происхождения, удостоверяющих безопасность ввозимой продукции, выдаваемых страной – экспортером, признаваемых органами двух стран, с предоставлением перевода на государственный или на русский язык.
Госнадзор (Санэпидемнадзор), устанавливая запрет на ввоз грузов в Республику, в случае непредставления сертификатов соответствия на безопасность грузов, превысил свои полномочия, так как запреты и ограничения на ввоз в страну товаров, устанавливается Законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными Постановлениями Правительства Республики Казахстан, и перечень запрещенных к ввозу товаров также устанавливается Правительством РК, а вопрос об отказе в выпуске товаров, по мотивам происхождения товаров и их соответствия безопасности, относится к компетенции таможенных органов.(ст.ст. 24, 42 Таможенного Кодекса РК)
Сообщая об изложенном и, направляя копию письма директора Департамента маркетинга перевозок Государственного учреждения «Юго-Восточного межрегионального департамента Государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте» Комитета Министерства здравоохранения РК, прошу проверить законность этого письма и принять меры к его отмене или отзыву, как противоречащего Законодательству РК.
О Вашем решении просим уведомить нашу Ассоциацию.
Приложение: на 2-х листах.
С уважением, Председатель Совета КАТБ |
Г. Шестаков |

Председателю Совета КАТБ
Шестакову Г.А.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА
В порядке ст.26 Закона РК «О Прокуратуре»
Юго-Восточной региональной транспортной прокуратурой Ваше обращение о законности действий ГУ «Юго-Восточный межрегиональный департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте» (далее – Департамент) рассмотрено.
Установлено, что Департаментом в АО НК «КТЖ» направлено письмо «07-27-1972 от 11.09.2009 года) разъяснительного характера об имеющихся проблемных ситуациях при предъявлении документов, удостоверяющих безопасность груза ввозимого в Республику Казахстан (сертификат соответствия и сертификат происхождения товара).
Указанные Департаментом в письме требования не являются нововведением и препятствием для ввоза грузов в пунктах пропуска через государственную границу участниками ВЭД.
Учитывая, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение, руководствуясь ст.26 Закона РК «О Прокуратуре»,
РАЗЪЯСНЯЮ:
В соответствии с п.п 2 п.4 Постановления Правительства РК от 24.02.2004 года №218 «Об утверждении Правил по запрещению ввоза, а также производства, применения реализации на территории Республики Казахстан продукции предназначенной для использования и применения населением, а также в хозяйственной деятельности» (далее Правила) не допускается к ввозу, применению и реализации на территории Республики Казахстан продукция, предназначенная для использования и применения населением, а также в хозяйственной деятельности при отсутствии документов, удостоверяющих её безопасность.
Согласно п.6 правил при выявлении нарушений, перечисленных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологоический надзор, запрещает ввоз, производство, применение или реализацию продукции на территории Республики Казахстан с указанием причины в акте санитарно-эпидемиологического обследования и готовят материалы для принятия соответствующих мер.
Статьей 4 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24.09.1996 года №1165 «Об утверждении Соглашения между Правительством РК и Правительством КНР по сотрудничеству в обеспечении качества и взаимном освидетельствовании импортно-экспортных товаров» утверждено, что в двухстороннем торговом контракте, заключаемом на поставку товаров, подлежащих обязательной сертификации, одним из условий является наличие сертификата соответствия, признаваемого Компетентными Органами двух стран, и сертификат происхождения товара.
Документы, указанные в настоящей статье, представляются на казахском, китайском и русском языках. За аутентичность перевода оригинала ответственность несет страна экспортер.
Таким образом, анализ действующего законодательства и международных соглашений показал, что наличие документов, удостоверяющих безопасность ввозимой продукции, выданных страной экспортером является обязательным условием ввоза продукции, подлежащей санитарно-карантинного контролю.
Первый заместитель Юго-Восточного регионального транспортного прокурора старший советник юстиции |
А.Жылкыбаев |
исп. Абдрахманов Б.Н.
Т. 2-966327