• Алматы, 050000, ул.Жибек Жолы 64/47, офис 818
  • info@kacb.kz

Концепция таможенного администрирования предлагаемая КАТБ

Концепция таможенного администрирования предлагаемая КАТБ

alt
исх АБ-23 от 19 апреля 2012


Заместителю Премьер-Министра
Республики Казахстан
г-ну Келимбетову

Уважаемый Кайрат Нематович!
Настоящим предоставляем
Концепция таможенного администрирования предлагаемая КАТБ


В большинстве стран мира сложилась многовековая практика таможенного администрирования, которая в настоящее время ориентирована на исполнение требований Киотской Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной Таможенной Организации в редакции 1999г(КК-в дальнейшем).
Таможня, как сервис, работает эффективно, если она ориентирует свою работу на клиентов-участников внешнеэкономической деятельности при этом защищает государственные и национальные интересы.
Таможенная услуга, как государственный сервис - должна определить своих клиентов и инвесторов, а так же их интересы, чтобы максимально адаптировать свою деятельность к их требованиям и, в конечном итоге за счет снижения издержек, повысить степень своего влияния на экономику.
Кого можно считать клиентами и инвесторами в государственно-частном партнерстве, оказывающими влияние на деятельность таможни?
-Экспортеры и импортеры, заинтересованные лица в сфере таможенного дела
-структуры, содействующие процессу торговли, т.е. те, с кем работает таможня на каждодневной основе. Данная группа включает все структуры, предоставляющие услуги участникам внешнеэкономической деятельности
-потребительское общество, которое требует от государства посредством деятельности таможни обеспечить его защиту на границах: от контрабанды, запрещенных или ограничиваемых к ввозу товаров, таких как наркотики, порнография, оружие, а также обеспечить защиту от вывоза из страны культурных ценностей, исчезающих видов флоры и фауны и др.
-международное сообщество. Таможня, как услуга государственного сервиса может быть источником информации и помощи для участников ВЭД через свои связи с ООН, Всемирной таможенной организацией, Всемирной торговой организацией, торговыми блоками — Европейским Союзам и подобные, Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕЭП
- государство (правительство) - через бюджетные поступления, через правоохранительную деятельность, таможенный и пограничный контроль.
С помощью успешного сотрудничества таможенной службы, государства и торгового сообщества закономерно возникновение партнерских отношений. При этом таможня выполнит возложенные на нее государством функции и будет содействовать осуществлению законной торговли.
Некачественная работа таможенной услуги (необоснованные задержки грузов, не обоснованное и не соответствующее хранение товаров в местах таможенного контроля, ошибки при консультации и информации, допускаемые таможней) снижает эффективность внешней торговли. По данным ЮНКТАД стоимость огромного количества бумажной работы, сложных формальностей и связанных с этим задержек и ошибок может составлять до 10% конечной стоимости товара.
Обычная торговая сделка может включать в качестве ее участников до 30 различных сторон, 60 документов - оригиналов и 360 копий, которые необходимо проверить, передать, внести заново в информационные системы, обработать и заархивировать. Это составляет огромные суммы дополнительных расходов, относящихся к внешней торговле. Так на Конференции по экономной и эффективной торговле в рамках ООН, состоявшейся в 1994 г. в Колумбусе (США), подобные дополнительные расходы были оценены 100 млрд. долл.
Повышение эффективности выборочного таможенного контроля призвано содействовать расширению законной торговли.
Для этого необходимо: укрепление отношений между таможней и клиентами, что способствует развитию торговли и борьбе с контрабандой и иными правонарушениями. Таможенная услуга должна быть «прозрачной» в отношениях с клиентами, а работники таможенной службы должны быть в отношении ко всем клиентам нейтральными, справедливыми и применять законы и процедуры, соблюдая принцип равного удаления каждого из них. Следует отлаживать тесную взаимосвязь таможни с другими правоохранительными структурами и торговым сообществом для того, чтобы обеспечить эффективный, таможенный контроль путем достижения баланса между содействием торговле и контролирующей функции.
С этой целью необходимо устранить недостатки в работе таможни, к которым, в первую очередь относятся: не развитая система управления рисками позволяющая: оформление ненужной документации без использования автоматизированных систем и развитых программных продуктов; длительная и слишком тщательная проверка деклараций и повторяющийся физический контроль грузов; усложненные таможенные процедуры; существование недостаточно развитых технических инфраструктур.
С нашей точки зрения, следует совершенствовать государственную таможенную службу и также процедуру таможенного оформления, базируясь на внедрении следующих мероприятий:
оценка степени и групп риска и эффективный отбор рисковой ситуации требующий усложненного таможенного контроля,
компьютеризация, стандартизация, упрощение документации; кодификация мер администрирования,
представление на ввоз до фактического импорта предварительных деклараций,
не обременительное своевременное оформление удаленным способом,
постоянное сотрудничество и обмен информацией с другими государственными ведомствами, торговым сообществом на международном и национальном уровнях,
более рациональное использование информации.
Таможенная служба страны должна в первую очередь выполнять сервисную функцию, суть которой заключается в ориентации всей деятельности таможенной службы не столько на реализацию планов по администрированию таможенных платежей уплачиваемых участниками внешнеэкономической деятельности, сколько на обслуживание клиентов на высоком уровне. Эффективное сервисное обслуживание предполагает отсутствие бюрократических барьеров, снижение трансакционных издержек и экономию времени в процессе пересечения границы и таможенного оформления грузов.
Одним из важных направлений повышения эффективности таможенной деятельности является совершенствование методов борьбы с коррупцией, прежде всего, по снижению объемов «серого» импорта и откровенной контрабанды, что происходит при сращивании криминальных интересов предпринимателей и государственных структур. Проведенный анализ и оценка объема покупательной способности населения Казахстана на основе данных отечественной и зарубежной статистики показали, что от 30 до 40% стоимости всего внешнеторгового оборота проходит по «серым» и контрабандным схемам.
Альтернатива борьбы с «серыми» схемами провоза товаров обоснована в предложениях по стимулированию практики таможенного оформления грузов по упрощенной схеме, установлению заявительного порядка оформления таможенных документов, проведению этих процедур избирательно, осуществляя их для легализованных импортеров, позиционирующих себя как надежных налогоплательщиков. Данная мера позволит сосредоточить основные усилия таможенной службы на тех участниках внешнеэкономической деятельности, которые составляют основную группу риска нарушения установленных правил.
Совершенствование механизма повышения эффективности таможенного администрирования предполагает уточнение существующих и введение новых критериев и показателей оценки таможенной деятельности.

Цель концепции,
Упрощение таможенного администрирования, которое будет способствовать выводу из теневого обращения товаров и хозяйствующих субъектов; вызовет уменьшение издержек связанных с таможенным оформлением. Так же упрощение приведет к стимулированию и расширению легальной внешнеэкономической деятельности, что приведет к усилению конкуренции и созданию рабочих мест; это явится одним из факторов стабилизирующих инфляцию и увеличение налогооблагаемой базы. Снятие с таможенной службы не свойственных функций: по администрированию нетарифного регулирования и администрирование НДС, позволит более профессионально использовать ресурс таможни в выборочном таможенном контроле. Исключение плановости проверок, вмененной ответственности при корректировках информации в декларациях, солидарной ответственности в околотаможенной сфере и введение прецедентного права, мультипликативно с вышеизложенным, снизит коррупционную составляющую.
Маркеры концепции:
-упрощение таможенного контроля на границе ТС, и сокращение сроков такового для 95% менее 5-ти минут для автомобильного транспорта и не более 1-го часа для железнодорожного маршрута и морского транспорта для привлечения транзита;
-применение упрощенного таможенного контроля при основном таможенном оформлении и сокращение сроков «выпуска» для зеленого коридора не менее 60% -удаленным способом; желтого коридора не более 35% в срок не более 1-го часа; красного коридора не более 5% время по необходимости, но не более 10 дней.
-исключение плановых проверок, перейти на прецедентное право
-стандартизация процедур и инструментов проведения проверок, основанных на принципах минимальной достаточности, гармонизировать инструменты регулирования контроля к уровню риска предприятия;
-исключение из таможенного контроля администрирования мер нетарифных ограничений;
-исключение из таможенного администрирования НДС;
-уплата пошлины с отсрочкой после выпуска товаров в течении 10~15 дней;
-правоохранительная деятельность: ОРД, изменить на профилактику, основываясь системой управления рисками, больше использовать опыт информаторов;
-исключение солидарной ответственности декларантов и лиц в околотаможенной сфере;
-законодательное закрепление солидарной ответственности инспекторов (персонально), как за отдельные нарушения субъектами предпринимательства выявленными после проведения таможенного контроля, так и руководителей за общую ситуацию в таможенном деле;
-изменение принципов административных наказаний, дифференцирование их пропорционально тяжести нарушения;
-введение полного социального пакета для таможенных служащих включая страхование жизни, здоровья; бесплатного повышения квалификации, льгот по обучению членов семьи; бесплатного получения служебного жилья в период 1-го года при поступлении на службу, и передача жилья в собственность по достижению пенсионного возраста, с льготной оплатой коммунальных услуг; и потеря всего при совершении правонарушения.
Срок достижения прогнозов не более 1,5 лет

Таможенные органы и оценка эффективность их деятельности
Исходя из новой парадигмы, выработать новые критерии оценки эффективности деятельности КТК МФ РК и каждого сотрудника, привязанные к достижению целей государственной политики в таможенном деле, направленной на развитие и поддержку предпринимательства и роста благосостояния граждан и страны.
Уровень собираемости таможенных платежей, который предлагается рассчитывать как отношение фактически перечисленных в бюджет таможенных платежей к расчетной величине таможенных платежей, исчисленной, исходя из фактических макроэкономических показателей отчетного бюджетного периода;
Количество работ/заявлений/деклараций исполненных 1-м сотрудником таможенного органа в отчетный период;
Сумма таможенных платежей администрируемых 1-м сотрудником таможенного органа в отчетный период;
Бюджетные затраты на 1-го сотрудника таможенного органа в отчетный период;
Соотношение поступивших таможенных платежей к каждому тенге, вложенному в таможенную службу, в отчетный период;
Уровень нелегального ввоза, который предлагается рассчитывать как отношение объема импорта товаров на основании официальной статистики Казахстана и объема экспорта товаров в Казахстан из стран контрагентов на основании данных Национального Банка Казахстана и Международного валютного фонда и покупательной способности населения;
Доля товаров, по которым выявлены нарушения в результате проверочных мероприятий, проводимых после таможенного оформления, в общем объеме оформленных товаров в количественном и стоимостном выражении;
Полученные суммы в результате проверок по отношению к затратам понесенным таможенной службой на эти проверки;
Соотношение количества правомерных, к неправомерным требованиям инспектора, при усилении контроля установленного СКУР;
Средневзвешенная доля сумм издержек участников ВЭД на правомерные таможенные требования в общей себестоимости перемещаемых товаров;
Динамика затрат на одну декларацию в околотаможенной сфере: перевозчики, склады, таможенные представители;
Ввести в рейтинги оценки департаментов таможенного контроля показатели по проведению консультативных советов, количество рассмотренных вопросов от предпринимателей, и принятые решения, размещение всей правовой и статистической информации внешнеэкономической деятельности на сайтах/порталах КТК МФ РК.

Механизм «одного окна»
-эффективность выдачи разрешений.
В настоящее время существует жесткое разделение функций в области регулирования внешнеэкономических отношений, когда Комиссия таможенного союза/коллегия таможенных служб устанавливает «правила игры», а национальные исполнительные органы в лице КТК МФ РК исполняют заданный режим действий, стремясь достигнуть целевых ориентиров. В этом взаимодействии отсутствует обратная связь между исполнительными и законодательными структурами таможенной службы, что снижает эффективность всей системы таможенного администрирования.
Всё это диктует необходимость проведения более активной и действенной экономической политики в области экспорта импорта средствами государственного таможенного администрирования.
В настоящее время значительная часть налоговых поступлений в бюджет страны формируется за счет экспорта (в первую очередь углеводородного сырья). Анализ Казахстанской экономики и зарубежного опыта в области таможенного регулирования экономики, диктуют необходимость проведения более взвешенной структурной политики поддержки экспорта, в том числе глубоко переработанных углеводородов –готовых изделий и товаров, оборудования, в целях реализации идеи диверсификации Казахстанской экономики, перевода ее на рельсы модернизации и инновационного развития.
- Применение межведомственных информационных ресурсов позволит организовать работу таможенных служб по принципу "одного окна" и "одной остановки".
- Для реализации этих подходов предлагается в приоритетном порядке использовать возможности упрощенных таможенных процедур, предварительное информирование и электронное безбумажное декларирование; систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков; а также единую администрируемую одним ведомством, межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами, в том числе и ЕЭП, позволит внедрить принципы "одного окна" (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль).
Результаты таможенного администрирования можно определить как по общим статистическим данным в 2005г по 2011г. при этом:
-в 2005г объем экспорта- 27,8млрд$, объем импорта-17,3млрд$; поступление таможенных платежей ок. 3,2млрд$,
-в 2011г объем экспорта-79.8млрд$, объем импорта-33,4млрд$, поступление таможенных платежей ок. 7,7 млрд$, взимание на 1-го сотрудника ок.1,34млн$, всего в КТК МФ РК ок.5800 сотрудников.
-C 01.01.2010 страна вступила в юрисдикцию Таможенного союза, с 01.07.2011г был отменен таможенный контроль между странами Таможенного союза.
Так и основываясь на результатах социологических опросов проводимых КАТБ/П в период с 2005г. по ноябрь 2011г, было установлено что:
Количество документов для таможенного оформления не уменьшилось, и с 01.2010г. вообще исчезло понятие количества, есть только требования по предоставлению информации в перечне документов через запятую до 30; в среднем в 2005г-11документов, в 2011г-13 документов.
Осталась прежней неопределенность в регистрации и получении ТД с «выпуском» на руки, что привело к вынужденному вознаграждению за регистрацию и прогнозируемый выпуск деклараций с 30%, до 80% ГТД; и возросла сумма со 150 до 200$ за каждую «ускоренную» ТД.
Хранение товаров на СВХ увеличилось от общего поступления в РК с 30%-2005г до 90%-2011г, срок хранения в среднем увеличился с 2-х в 2005г до 5-8ти дней в 2011г., при этом стоимость 1европаллеты/600кг/день +обработка, возросла с18$, до ок.23$; суммарные потери предпринимателей за хранение товаров на СВХ оцениваются в 2005г. ок.800млн.$ и в 2011г.ок.2,7млрд$
Траты на таможенных брокеров возросли с 4-х млн$ в 2005г, до 28 млн$ в 2011г.
Сократилось у УВЭД число субъектов самостоятельно формирующих электронный документ и декларирование с 60% в 2005г до 5% в 2011г.
Правомерный таможенный контроль из-за не введения товаров в экономический оборот в 2005г-2а дня(не менее 80% деклараций), в 2011г-7 дней, обошелся предпринимателям более 4-х млрд$
Правомерные траты предпринимателей(только з/плата чиновников для выдачи разрешений) в 2011г. на получение разрешений/лицензий/регистраций связанных с таможенным оформлением ок. 600 млн$
Рассмотрение ведомствами документации на получение лицензий/разрешений/регистраций ок. 30% имеет отказы на 30 день, более половины всех разрешений выдается в период 15~20дней, при этом стоимость вознаграждения в среднем возрасла с 300$ до 800$
Практически исчез бесплатный государственный сервис в простановке регистрационных штемпелей на транспортных документах ведомствами, как при оформлении транзита, так и для импорта товаров, и увеличился с 30% до 90% и подрос в стоимости с 10$, до 20~30$ за каждый штемпель/регистрацию, при этом их необходимое количество составляет 4~6. В пунктах пропуска на границе КНР это стало стоить в среднем 150~200$, и доплата за оформление транзита стоит 800~3000$.
Отсутствие упрощенных таможенных процедур подтверждают в 2005г -40%, в 2011г-80% респондентов.
Излишняя централизация решения вопросов таможенных процедур подтверждают в 2005г-40% в 2011г-100% респондентов.
Доверие к таможне подтверждали в 2005г -43%, в 2011г только -16% респондентов.
Одновременно существует правомерный жесточайший контроль к легализованным участникам ВЭД, и безболезненное прохождение грузов по «серым» схемам и откровенной контрабанды.

Приложение
ситуационный материал, способы и методы достижения целей.
Срочные действия(не более полугода).
Требует рассмотрения отдельные сферы таможенного администрирования, которые утерял Казахстан с 2010г, и которые не соответствуют стандартным правилам Киотской Конвенции ВТО по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1999г, ратифицированную Казахстаном в феврале 2009г, и не исполнение таковых привело к вышеизложенному.
Взаимоотношения с участниками ВЭД, околотаможенными структурами и другими заинтересованными лицами в сфере таможенного дела. Комиссия таможенного союза вообще не исполнила предусмотренную норму по созданию площадки для прямого диалога с предпринимателями из стран Таможенного союза, даже после прямого указания г-на Путина 12 07.2011г. В КТК МФ РК консультативный совет стал не обязательным, и соответственно в ДТК эта форма диалога стала носить форму полит просвещений времен застоя.
Предлагаемое решение- Исполнить имеющиеся нормы в таможенном законодательстве в части установления постоянного диалога с предпринимателями; решения консультативного совета должны стать публичными; в части исполнения требований Президента РК о передачи части контрольно-надзорных функций в профессиональные ассоциации, рассмотреть вопрос о передаче сертификации специалистов по таможенному оформлению, в КАТБ(есть предложения КАТБ в ТКТС); наладить работу в формировании государственно-частного партнерства «таможня – бизнес» с постоянным публичным мониторингом.
Правомерность таможенного контроля- за 2011г. совокупность таможенных платежей администрируемых таможней 7,7млрд$, потери предпринимателей только связанные с исполнением правомерностью контроля около 8-ми млрд$.
Предлагаемое решение- описать бизнес-процессы в таможне; пересмотреть систему управления рисками и перейти полностью на выборочный контроль, и к 07.2012г. добиться фактических сроков таможенного оформления заявляемых г-ном Жамишевым Б.Б(10.11.2011г) ок. 90%, в срок не более 32-х часов.
Таможенный контроль на основе системы рисков – вариант с применением управления рисками в РК не имеет отражение общепринятой практики и принципов управления системами рисков, описанными КК.
Предлагаемое решение- совместно с предпринимателями в рамках консультативного совета при КТК МФ РК создать рабочую группу и: прописать профили рисков; установить понятия зеленого, желтого, красного коридора; установить количество документов и дополнительных требованиях основываясь на минимальных требованиях контроля для получения максимального эффекта.
-правомерность таможенного контроля должна быть объективной и регламентированной, инспектор должен иметь возможность выбора варианта усиления, который не может быть бесконтрольным, и случаи усиления должны мониторится по результатам, как для системного изменения в требованиях, так и применения поощрения либо наказания инспектора.
- при транзите, необходима диференсация на международный, или внутренний транзит, это позволит избежать излишних требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и к количество представляемых документов; предварительное информирование должно стать обязательным для таможенных служб ТС, при отсутствии предварительной информации ввести «электронный бегунок» в пунктах пропуска; установить параметры обратной информации для декларанта, что ужесточит контроль времени.
-таможенные процедуры и таможенное оформление пересмотреть с учетом вышеизложенного и установить регламенты с учетом политических заявлений «таможня для предпринимателей».(есть предложение КАТБ в ТК ТС)
Корректировки информации в таможенных декларациях- форма таможенной декларации –это одна из форм статистической отчетности в том числе для исчислений НДС и таможенных платежей(которые формируют КПН). Любой хозяйствующий субъект Казахстана вправе вносить изменения в налоговые формы отчетности по НДС и КПН, в любое время и любое количество раз, при этом он не делает ни каких предварительных заявлений для подачи изменения, в которых отражается как доначисления, так и сторнирование; он не несет ни административной ни уголовной ответственности.
Предлагаемое решение- Необходимо вернуть имевшуюся норму до 2010г, а именно, вносить корректировки таможенной декларации в извещательной форме до начала любой проверки; время регистрации и проверки КТС/КТД установить как для основного таможенного оформления(есть предложение КАТБ в ТК ТС). Исключить наказание за подачу КТС/КТД в соответствии с требованиями КК(есть предложение КАТБ в ТК ТС).
Таможенные проверки- сроки выездной таможенной проверки и их продление необходимо сократить до 10 дней; очевидно проводимый камеральный контроль не выявляет точек риска и проверки назначаются на удачу, с постоянными продлениями. Так же необходимо исключить дополнительную проверку при проведении контроля таможенной стоимости назначаемую при основном таможенном оформлении.
Предлагаемое решение: Необходимо перевести возможные претензии по таможенной стоимости в область посттаможенного контроля, есть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Презумпция невиновности- как основа гражданских отношений грубо нарушена вмененной солидарной ответственностью декларанта и таможенного представителя, что приводит к коррупции и шантажу таможенных представителей. Возможность рядового инспектора таможни в качестве доказательства вины использовать любые сомнения (даже не относящиеся к таможенному контролю), на сегодня это действующий механизм отъема бизнеса. Ни в административном праве, ни в уголовном НЕТ установления вины на основании домыслов и фраз «мог бы предполагать», везде сомнения судом расцениваются в пользу подозреваемых в правонарушении. В практике ТС сомнения и предположения уже стали безапелляционной нормой в наказании УВЭД и таможенных представителей.
необходимо принять предложения КАТБ в изменение ТК ТС и исключить юридическую «новеллу», привести все в соответствии с Конституцией, КК и здравым смыслом.
Сроки исковой давности- Сроки исковой давности в развитых странах 2~3 года, что является достаточным как для контролирующих ведомств, так и для хоз.субъектов.
>> рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Количество документов требуемых для таможенного декларирования- беспрецедентно большое, более того с 2010г. исчезло количество документов, появился термин «информация» которая должна быть представлена в различных документах, а список документов в не контролируемых и востребуемых перечнях может доходить до 50.
Предлагаемое решение: рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС, на основе КК. Оставить 3-и документа для регистрации декларации: инвойс, транспортный документ, исполнение/обеспечение уплаты таможенных платежей. Оставшиеся документы, которые могут представлять интерес для таможенного контроля хранить у УВЭД, в срок не более 3-х лет.
Сроки таможенного оформления- беспрецедентно большие до 10 дней, сократить до одного дня, с мотивированным правом продления, за подписью руководителя таможенного органа, производящего таможенной оформление.
>> Предлагаемое решение, рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС, на основе КК.
Предварительное декларирование- необходимо вернуть нормы РК 2009г, при которых по процедуре предварительного декларирования подавалось не менее половины всего объема подаваемых деклараций. При этом декларация подавалась до момента поступления товара в таможню назначения, и применялось приоритетное оформление декларации при поступлении товара, без помещения товара в зоны таможенного контроля.
Предлагаемое решение, рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Предварительное информирование- при всей сложности передачи обязательной информации регламенты не предусматривают преференций при наличии предварительной информации и соответствующий таможенный контроль при ее отсутствии в пункте пропуска, при этом таможня не несет ответственности за трафик информации.
Предлагаемое решение- рассмотреть предложения КАТБ позволяющие ускорить пропуск транспортных средств при наличии предварительной информации и осуществлять пропуск транспорта в очередном режиме с соответствующим контролем без предварительной информации, с вменением ответственности таможни за передачу информации в пункты пропуска и предоставлением обратной информации в электронном виде на электронный адрес декларанта о времени регистрации начала и окончания процедур транзитного оформления.
Возврат обеспечения- нет регламентов, порядка и ответственности таможни по возврату обязательств, удержание обязательств после их исполнения наносит ущерб предпринимателям.
рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС, на основе КК
Глоссарий таможенного законодательства
Коллизия с понятиями «меры нетарифного регулирования» и «запреты и ограничения» привели к постоянным получениям повторяющихся документов для одного и того-же товара ввозимого/вывозимого в не завершенных таможенных процедурах(временный ввоз/вывоз, переработка на/вне таможенной территории и пр.
предложение- исключить двойственные понятия в части нетарифного регулирования и мер экономических ограничений и запретов в соответствии с этим полностью пересмотреть таможенные процедуры. (есть предложения КАТБ в изменение ТК ТС)
Внешнеэкономическая сделка, есть термин возникают права и обязанности, но нет определения ни лиц, ни сделки ни внешнеэкономическая,
предложение- используя легальность термина в Российском законодательстве рассмотреть и применить в ТК ТС, тоже относительно участник внешнеэкономической сделки (есть предложения КАТБ в изменение ТК ТС)
Декларант- возникло положение, при котором поместить товары на таможенный склад от имени не резидента не имеющего ни какой регистрации в ТС не возможно. Так же нет разделения ответственности декларанта и таможенного представителя/склада/перевозчика.
рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Лицо ответственное за финансовое регулирование- есть термин, возникают права и обязанности, но нет признаков этого лица.
рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Товар- Сегодня товаром называют всё, что можно продать. Часть современных товаров невозможно отнести к предметам: электроэнергия, информация, квота на выбросы озоноразрушающих и парниковых газов, рабочая сила…. Таким образом, товаром можно назвать передаваемое другому лицу право на что-либо, которое может сопровождаться передачей вещей.
рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Регистрация документов– есть термин возникают права и обязанности, на определенные действия (акт) таможенного органа иили должностного лица,
рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Решение- есть термин, предусматривающий определенные действия, процедуры, права и ответственность, но нет определения что это, в следствии чего пока нельзя привлечь к ответственности должностное лицо.(приведение в соответствие с КК)
рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Ошибки- В процессе подготовки документов для таможенного контроля, имеет место человеческий фактор, при котором возможны те или иные неумышленные технические ошибки (описки, перепутанные местами цифры, буквы, точки или запятые). Наличие данных ошибок не приводит к нарушению требований законодательства, укрытию или уклонению от уплаты таможенных платежей, недостоверному декларированию и т.д. (приведение в соответствии с КК)
предложение - Ввести понятие "неумышленные ошибки" и описать их согласно норм, КК. (есть предложения КАТБ в изменение ТК ТС, соответствующее КК)
Курьерская компания(оператор курьерских грузов/экспресс-грузов)- есть термин экспресс-грузов, но нет определений курьерской компании/оператора экспересс-грузов, так же нет определения термина экспресс груза, и перемещаемые курьерскими компаниями МПО
рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС
Электронный продукт
Нет независимой регистрации и сроков проверки ДТ;
-не вписан контроль доставки товаров;
-нет оценки действиям/бездействиям инспекторов;
-ФЛК не считывает корректировки,
-не возможен контроль тарифного регулирования;
-требования управления рисками не транспорентно и не известна правомерность требований инспектора;
-нет обещанной с 05.2011г. инструкции по заполнению электронного варианта таможенных документов, в соответствии с чем постоянные вопросы с заполнениями полей(на которые с 01.01.2011г. нет ответов) -9“лицо ответственное за финансовое регулирование”, -12“общая стоимость”, -14“декларант”, -18“идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии”, -21”идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе”, -25/26-“вид транспортного средства на границе/внутри страны”, -30”местонахождения товара”, -31“грузовые места и описание товаров”, -38“вес нетто(кг)”, -42“цена товара”, -44”дополнительная информация/представленные документы”,-45“таможенная стоимость”, -46“статистическая стоимость”, -47“исчисление платежей”, - графа “В” ”подробности подсчета” и пр… Нет пояснений как заполнять одни и те же поля в разных процедурах и пр…
Округление стоимости до целых величин по математическим правилам, что не соответствует правилам бухгалтерского учета, налоговой отчетности, валютного контроля и условиям договоров, и вызывает ошибки при исчислении таможенных платежей;
Очень тяжелый фаил электронного формата для передачи в КТК, в том числе и из-за заполнения массы не нужной информации
предложение –создать рабочую группу из представителей КТК МФ РК, разработчика, компаний производящих программный продукт для пользователей –УВЭД/таможенных представителей, и пользователей всем IT сервисом –УВЭД/таможенные представители.
Пока не опубликованна инструкция считать электронный продукт в режиме тестирования, чем исключить применение наказаний за ошибки.
Регистрация заявлений/деклараций в департаментах и сроки таможенного оформления.
Таможенная служба всячески уклоняется от регистрации декларации в установленное время 2-а часа и нет контроля за «выпуском» ТД.
Способ решения- Рассмотреть предложение КАТБ, со следующим алгоритмом: На имеющемся у декларанта отчете, с подтверждением принятия сервером КТК электронного формата ТД, с уникальным номером нанесен штрих-код. Установить на постах, у каждого инспектора считыватели, которыми декларантом/таможенным представителем будет производится сканирование штрихкода. Разработать порядок, при котором факт считывания становится формальным временем принятия ТД и это время должно отражаться в базе таможни. ТД должна быть зарегистрирована инспектором в течении 2-х часов, либо по истечении этого времени инспектор должен вручить декларанту/таможенному представителю лист отказа, эта информация возвращается заявителю на его электронный адрес. По истечении 1-го рабочего дня инспектор либо «выпускает» декларацию либо делается решение о продлении, о чем так же извещается заявитель на его электронный адрес. Все это еще и позволит устанавливать рейтинги каждому инспектору.
Классификация товаров
Классификационные решения участникам ВЭД выдаются таможенными органами по территориальной принадлежности (в РК – для РК, в РФ – для РФ, в РБ – для РБ) и действуют только на территории того государства которым оно выдано, при этом зачастую принятые решения КТК МФ РК не соответствуют правовым нормам и имеющейся базе в РФ. Срок выдачи предварительного классификационного решения составляет 20 дней, что достаточно долговременно, и не позволяет участникам ВЭД своевременно принять решения о дополнительных действиях.
Предложение - Создать возможность, для участников ВЭД стран ТС использовать имеющуюся базу предварительных решений; право на самостоятельное обращение в Главное Управление Федеральной Таможенной службы по товарной классификации внешнеэкономической деятельности, для вынесения классификационного решения, с правовым полем на всю территорию ТС. Сократить время выдачи предварительного решения до 10 дней. (есть предложения КАТБ в изменение ТК ТС, соответствующее КК)

Пункты пропуска на границе Казахстана осуществляющие пропуск ТНП
Постоянное выталкивание предпринимателей из легальных отношений, совместно с контролирующими органами к криминальным схемам провоза ТНП(товаров народного потребления) иначе как «серые» и откровенно контрабандные не назовешь. На сегодня совершенно параллельно, и независимо друг от друга свободно существуют как беспрецедентно жесткая легитимная схема таможенного оформления ТНП, так и полностью логистически оформленная криминальная. Ужесточение таможенного контроля в автомобильных пунктов пропуска на Китайской границе сразу привело к увеличению транзита ТНП через Кыргызию в Казахстан. Это либо откровенная контрабанда, либо «серая» через «ходунков» с тюками через границу или на малотоннажных грузовиках с погрузкой на нашей территории в наши большие грузовики.
Так же хотим отметить, следующее: данное обстоятельство привело к тому, что часть грузопотока направлением Кыргызия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, стала оформляться транзитом через республику Кыргызстан на Китайско-Кыргызкой границе в связи с вводом в груглогодичную, а теперь и более интенсивную эксплуатацию перевала Торугарт, с возможностью пропуска грузовиков полным весом до 60 тонн, что в свою очередь снижает логистическую привлекательность Казахстана.
Железнодорожный транспорт. В пункте пропуска «Достык» из-за усложненного процесса таможенного контроля и формата транзитной декларации создается большая очередь, скопилось большое количество вагонов и контейнеров с грузом следующих в адрес получателей зарегистрированных на территории РК и ТС, что приводит к простою как подвижного состава, так и груза. В последнее время прослеживается ситуация когда грузополучатели вынуждены осуществлять доставку по железной дороге в Республику Казахстан, в обход данных пунктов пропуска, транзитом через Поти-Баку, Прибалтику и т.д.
Нет однообразия приминительного права по заполнению СМГС. Требования к количеству документов для оформления транзита произвольно до 16 документов. Требования по заполнению транзитной декларации затратные по времени от 4 до 20 раз по сравнению с 2009г, и составляют не менее 2-х часов, отсутствие совмещенной базы данных железных дорог и таможни позволяющей работать в режиме реального времени, отсутствие предварительного информирования. Для всего подвижного состава оформления транзита применяется одинаковая процедура заполнения полного объема транзитной декларации, с имеющимся объемом информации равном основному таможенному оформлению. (есть предложения КАТБ в решение КТС)
Предложения совместить программы ЖД КНР/РЖД/КТЖ и КТК для получения предварительной информации в МПП(опыт Украины, Узбекистана, Прибалтики по СНГ, Евросоюз, Северо-Американский таможенный союз)
Исполнить законодательные нормы ТС по применению в качестве бумажного документа транзитной декларации СМГС(исполнение норм «рамочных стандартов ВТамО»)
В соответствии с конвенцией ОСЖД 2002г. «О ПРОЦЕДУРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ» ст.2….установлении процедуры международного таможенного транзита для перевозки грузов, осуществляемой железнодорожными компаниями с использованием железнодорожной накладной… применить в качестве ДКД железнодорожную накладную СМГС
Для транзита в третьи страны использовать минимальный электронный формат информации на основе базы КТЖ.
Для транзита в страны таможенного союза использовать больший объем информации, но не более объема в предварительном информировании.
Привлечь КАТБ с имеющейся технологической схемой, для создания адаптационного электронного продукта между КТЖ и КТК.
Международные автомобильные пункты пропуска с КНР:
Пункт пропуска Коргас – ввод в эксплуатацию МЦПС «Хоргос» и логистический центр затягивается по различным причинам. По имеющейся информации китайская сторона имеет возможность и готовность пропускать через свой пункт пропуска до 500 единиц транспортных средств, в день, в том числе автотранспорт самоход. В настоящее время пропускная способность Пункта «Коргас» составляет примерно 60 единиц транспортных средств с ТНП, и ок.50ед. самоходной техники в день. Участок контроля грузовых автомашин, на котором при помощи сканирующего оборудования производится контроль перемещаемых грузов, должен быть оснащен тремя технологическими линиями. Из них, две линии контроля ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров и транспортных средств, и одна линия для обследования и контроля выезжающих в Китай порожних и груженых автотранспортных средств. Наличие двух линий контроля при ввозе товаров позволит увеличить количество проверяемых транспортных единиц в два раза, и позволит избежать простоя в случае поломки сканирующего оборудования.
В настоящее время в зале таможенного оформления ТП «Коргас», оформление товаров осуществляется двумя инспекторами таможенной службы. В связи с планируемым увеличением товара-потока считаем, что на данном участке количество таможенных инспекторов осуществляющих проверку ДТ и выпуск товаров, должно быть не менее 5 (пяти). С целью расширения зала таможенного оформления и высвобождения помещения на втором этаже здания, необходимо все брокерские компании, располагающиеся в данном здании, переместить в соседнее здание, в котором имеются свободные помещения.
Таможня КНР не подтвердила готовность пропуска грузов в течении 7-ми дневной рабочей недели. Более того рабочий день у них начинается на 2-а часа раньше(по Пекинскому времени), но выпуск транспорта начинает осуществляться из КНР только ок.10 часов нашего времени, но не более одного двух часов т.е. до обеда по времени КНР. Повторный выпуск из КНР начинается после обеда по времени РК и продолжается до 16~16-30 времени РК, в это время на китайском Хоргосе время 18~18-30, т.е. окончание рабочего времени. Таким образом совместная работа пункта пропуска в течении рабочего времени составляет всего 3,5~4.5 часа.
Разница в показаниях веса между КНР и РК составляет более 10%. В «Коргасе» на имеющихся двух весах, разница веса одного и того-же самоходного транспортного средства весом ок.20тонн, составляет ок.2500кг, и она не корректна к весу указанному в паспорте на самоходное средство.
Неоднократные попытки таможенной службы по изменению технологической схемы проезда транзитного транспорта приводят только к искусственным задержкам и увеличению времени на оформление транзита, и не улучшают достоверность таможенного контроля.
Пункт пропуска «Кольжат» производит пропуск примерно 40 единиц транспортных средств c ТНП и ок. 30 самоходных средств, в день, при отсутствии средств сканирования.
Во всех перечисленных постах имеется бумажный «бегунок» который не отражает времени контроля каждой службой, помимо этого каждая служба многократно вносит постоянно повторяющиеся данные о транспортном средстве, товаре, получателе, отправителе и пр.
Пункт пропуска «Морской порт «Актау» - отсутствие предварительной информации о количестве и характере размещенного и прибывающего на пароме груза складывается следующая ситуация:
а) из-за отсутствия предварительной информации невозможно определить дальнейший маршрут следования и осуществить предварительный заказ на подвижной состав, что в свою очередь порождает создание очереди на ж/д и скапливание груза на транспортных площадках.
Для разрешения создавшейся ситуации в течении 2~3 месяцев, и получения срока на прохождение административных процедур в пункте пропуска одним транспортным средством для ТНП не более получаса
КАТБ предлагает следующее:
- Исключить изменение технологических схем без согласования с перевозчиками, таможенными представителями.
- Совместно с ассоциацией/профсоюзами рынков разработать процедуру легального документооборота и представление ТНП в обычной форме по товарам. КАТБ готово организовать бесплатные семинары по документообороту внешнеэкономических сделок, представить легальных экспедиторов и перевозчиков на территории КНР для консолидации и перевозки товаров. Таможенным постам Хоргоз, Колжат, в течении 3-х месяцев проводить контроль с постоянным упрощением для таких товаров и перейти на выборочный контроль. Таможенной администрации необходимо завоевать доверие предпринимателей и доказать, что легальный провоз менее обременителен, а уплата таможенных платежей по товарам дешевле, нежели криминальные «темы» с «кубовым» расчетом, и у «шопника» появится его именной таможенный документ.
-Исключить веерное представление нескольких паспортов одним человеком, на сопровождаемые ТНП предпринимателями перевозящими товары в автобусах «однодневках»
- На пункте пропуска «Коргас» - закончить не нужный регламент 7-ми дневной рабочей недели, т.к. он ничего не принес ускорения оформления, кроме ненужной нагрузки на персонал пункте пропуска. В пунктах пропуска «Кольжат», «Достык», «Коргас», Майкапчагай, ввести электронный «бегунок», который будет содержать в себе всю заполняемую вручную информацию и будет доступна всем контролирующим ведомствам в пункте пропуска. Передавать в электронном виде санкционированному пользователю информацию по регистрации и будет отображать время, затраченное на осуществление контроля со стороны уполномоченных органов в пункте пропуска. Это позволит снизить административную нагрузку на получателя или перевозчика и сделает весь процесс оформления прозрачным. Провести сертификацию измерительного оборудования.
-Пока не введено предварительное информирование «открыть» возможность удаленной подачи электронной транзитной декларации.
-Пока не введен электронный «бегунок», для прозрачности действий контрольных служб, на существующей бумажной версии регистрационного документа, в имеющемся поле соответствующей службы ввести обязательное указание времени обращения перевозчика.
-На пункте пропуска «Морской порт Актау» установить программный продукт «электронный коносамент», который позволит осуществлять прием и обмен информацией о грузе в момент заполнения парома, и создаст возможность создания предварительной информации для КТЖ и транзитного декларирования.
все вышеизложенные предложения приведут к упрощению и ужесточению администрирования, исключат нахождение брокеров, и любых иных третьих лиц создающих криминогенную обстановку в пунктах пропуска.
КАТБ участвовать в разработке и запуске программного продукта «электронный бегунок».


Системная работа
Развитие государственно-частного партнерства, в IT-технологии таможенной службы позволит эффективно использовать государственные инвестиции, описание всех бизнес-процессов в таможенном контроле позволит исключить: повторяемые действия и информацию, параллельный контроль, администрирование одного процесса несколькими администраторами, что упростит и ужесточит контроль за действиями таможенных служащих, сократит временные издержки администрирования. Позволит полученный алгоритм скопировать на администрирование процессов ведомств участвующих в процедуре «одного окна».
Ревизия принятых решений КТС, на соответствие ТК ТС, в соответствии с решением Глав Государств, Таможенный Кодекс Таможенного Союза является Законом превалирующей силы, однако Решения КТС стали заменять, комментировать и искажать прямые нормы ТК ТС.
Сроки введения решений КТС, зачастую в день публикации и даже поздними числами и даже без публикации на портале КТС. Необходимо исполнять норму срока введения в правовую силу принятых решений после их официального опубликования.
Взимание таможенных платежей
-передача администрирования НДС налоговой службе, с отсрочкой уплаты в отчетный период.
-сроки уплаты пошлин, так же переместить на поздний срок до 10 календарных дней от даты «выпуска» товаров,
Возможные риски- методология базы для исчисления таможенное стоимости товаров, и получение товаров фирмами однодневками.
Проверки исключить плановые, дополнительные,
в связи с изначальной презумпцией вины и двусмысленности Законов, либо прямой жестокости к действиям предпринимателей и отсутствие правоприменительной практики определяющей риск ошибки при легитимной хозяйственной деятельности, и при назначении проверки сразу определено наличие вины; и инспектору только остается ее найти, что он и делает, предлагая условия проверки. Оставить выездные только при наличии прецедента правонарушения, и перейти на прецедентную систему.
Глава ВАС России (http://ria.ru/general_jurisdiction/20100319/215256315.html) приводит несколько достоинств прецедентной системы.
Во-первых, это стабильность правовых позиций при их постепенном эволюционировании, отсутствие резких революционных изменений, что особенно важно для частноправовых отношений (идея "прочности гражданского оборота"), последовательность развития права, соблюдение внутренней логики такого развития и, наконец, четкое, почти фотографическое отображение проблем практики, адекватная реакция на те проблемы, которые возникли в сфере правоприменения.
Во-вторых, прецедентный подход позволяет судебной власти занять достойное место в системе разделения властей, существующей в демократическом обществе. Прецедентная система в условиях обеспечения реальной несменяемости судей и стабильности судов укрепляет позиции судебной власти.
"Наконец, прецедентная система позволяет существенно снизить влияние на судей различных внешних факторов - административного давления, коррупции и т. п. Россия - огромная страна, и порой очень трудно оценить, принято ли то или иное решение по внутреннему убеждению судьи или под влиянием упомянутых выше внешних факторов. Но всегда можно определить, соответствует ли оцениваемое решение уже сформированной прецедентной позиции",
Прецедентное право в США (amerikos.com)
Правовая система США формировалась по законам англо-саксонской правовой семьи, поэтому главным источником права в ней считается судебный прецедент. Прецедентом называется решение суда по конкретному делу, обретающее силу источника права, то есть получающее возможность устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. Прецедентное право США предполагает существование иерархии прецедентов, по которой принятые вышестоящими судами решения является обязательными для исполнения при рассмотрении дел в нижестоящих инстанциях.
Система прецедентного права США находится в постоянном движении, она создается и определяется непосредственно судьями, принимающими решения по тем или иным делам. Принятое по конкретному делу решение в дальнейшем становится применимым и к другим делам аналогичного характера. Часто случается так, что судьи сталкиваются с отсутствием в законах четких определений. В таких случаях система права США передает им полномочия и даже вменяет в обязанность самим определять правовые нормы, создавая прецеденты. В совокупности масса прецедентов называется общим правом, предопределяющим судебные решения по отдельным категориям дел. В дальнейшем при рассмотрении различных дел в случае несогласия сторон с точкой зрения закона, судья рассматривает дело в соответствии с положениями предыдущего прецедента по аналогичному процессу. Если подобный спор ранее уже рассматривался в суде, и по нему было принято окончательное решение, то судьи обязаны следовать аргументам, применявшимся в предыдущих решениях. При этом суд может установить, что суть рассматриваемого дела отличается от той, что была в предыдущих процессах. Тогда решение в данном деле будет приниматься как в рассматриваемом в первый раз. Принятое решение также будет считаться прецедентом.
Нетарифное регулирование
Исключить требования о исполнении нетарифного регулирования в период таможенного контроля, обязательства по исполнению возложить на собственника с запретом экономического оборота товаров до получения разрешений.
Возможные риски- так же фирмы однодневки
Обжалование решений, действий (бездействия), возмещение ущерба
таможенных органов и их сотрудников, в настоящее время не возможно, из-за корпоративности системы.
Необходимо вписать в норму ТК ТС/ЕЭП прямые нормы права обжалования для лиц, которым нанесен какой либо ущерб.
Легализация шопа
Помимо процедур и действий связанных с таможенной легализацией товаров предпринимателей, необходима и легализация их в налоговом поле, что в свою очередь должно легализовать их отношения с вторым партнером- владельцами рынков.
Таможенный тариф, необходимо ввести общий порядок заявлений и принципы мотивации в -алгоритм изменения и -периодичность введения таможенного тарифа ТС.
Административные правонарушения
- существующая система административных наказаний способна уничтожить легитимно существующий хозяйствующий субъект, при этом ни к однодневкам, ни к «серым» конторам наказаний не применяется, что исключает неотвратимость наказаний, бьют легитимных.
Необходимо приведение в соответствии с КК. Гармонизировать административные наказания пропорционально тяжести нарушения, и принятие решения по административному производству оставить только за судебным;
Логистика транспортная и таможенная
- В целях рационализации внешнеэкономических связей и интеграции таможенной службы страны с сопредельными структурами, необходимо рационализировать логистические схемы перевозок, для чего предпринять меры по ликвидации пробок на Китайско-Казахстанских пунктах пропусков за счет улучшения таможенного администрирования и развития приграничной инфраструктуры. Приложения:
-результаты социологических опросов КАТБ в период с 2005 по 2011г.
-аналитический материал по системе контроля управления рисками в КТК МФ РК. alt