Коллегия ЕЭК обнулила ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС на промышленные жирные спирты (ПЖС). Мера вводится со 2 сентября 2018 года по 31 августа 2021 года включительно. Действующая ставка на эти товары составляет 5% от таможенной стоимости.
Жирные спирты используются в производстве моющих и косметических средств, металлургии, текстильной, кожевенной, лакокрасочной, бумажной, пищевой и медицинской промышленности и сельском хозяйстве.
Решение способствует поддержке производителей поверхностно-активных веществ, в производстве которых используются ПЖС, снижению себестоимости и повышению конкурентоспособности этой продукции на внутреннем рынке ЕАЭС.
С апреля 2015 года по декабрь 2017 года в соответствии с решением Коллегии ЕЭК в отношении ПЖС уже действовала временная ставка таможенной пошлины 0%. Основные поставщики ПЖС в Союз: Индонезия, Германия, Нидерланды, Малайзия, Индия.
Обнулена также таможенная пошлина на орехи кешью в скорлупе. Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости. Мера будет действовать со 2 сентября 2018 года по 31 августа 2021 года включительно. Она будет способствовать развитию переработки кешью в ЕАЭС и устранит определенный дисбаланс с пошлинами - на текущий момент на очищенные орехи кешью уже установлена ставка 0%.
По данным ЕЭК, в 2017 году общий объем импорта орехов кешью в скорлупе в Союз сократился по сравнению с 2016 годом в восемь раз и составил 521,9 т на сумму 549,5 тыс. долл. США. 55,2% общего объема поставок приходилось на Республику Беларусь. В Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Кыргызскую Республику было ввезено соответственно 28,6%,10,5% и 5,7%.
Кешью в скорлупе импортируются из Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Ирана, Китая, Нигерии и Вьетнама.
Коллегия ЕЭК классифицировала препарат, в составе которого - экстракт из смеси растительного сырья с добавлением вспомогательных веществ, применяемый в качестве биологически активной добавки к пище как источник дубильных веществ и куркумина, в товарной позиции 2106 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС.
В эту товарную позицию входят лекарственные средства, которые состоят из смешанных или несмешанных продуктов и используются в терапевтических или профилактических целях.
Решение ЕЭК позволит устранить различия в толковании и применении странами ЕАЭС единой товарной номенклатуры.
Комиссия определяет код продукции по ТН ВЭД в тех случаях, когда один и тот же товар классифицируется таможенными органами стран ЕАЭС в разной позиции, что в условиях функционирования единой таможенной территории создает неравные условия для ведения внешнеэкономической деятельности.
Коллегия ЕЭК приняла решение классифицировать текстильную полиэстеровую ленту в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Основным правилом интерпретации ТН ВЭД полиэстеровая лента шириной не более 30 см, представляющая собой узкую ткань без пропитки, покрытия или дублирования, выработанную из многочисленных полиэфирных комплексных нитей основы и утка, с кромками на обоих краях, классифицируется в товарной позиции 5806 единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Полиэстеровая лента - текстильный материал, который, как правило, используют для производства строп, стяжных ремней к грузоподъемным машинам и механизмам для подъема и перемещения грузов.
Члены Коллегии ЕЭК приняли решение, согласно которому в ЕАЭС при наличии разрешительного документа можно будет ввозить средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, упакованные в герметически закрытые ампулы объемом от 1 до 10 мл. Они необходимы для использования в лабораторных исследованиях, а также в качестве эталонного образца. Ранее, в соответствии с нормами Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, ввоз таких веществ был невозможен. Однако конвенция не запрещает завозить химические вещества, подлежащие использованию в лабораторных исследованиях или в качестве эталонного стандарта.
Разрешительный порядок ввоза позволит обеспечить применение уполномоченными органами стран Союза необходимых мер контроля в отношении образцов продукции.
Принято решение дополнить перечень общих процессов еще одним, который включает в себя формирование, ведение и использование единого реестра инвестиционных проектов, единого перечня технологического оборудования и комплектующих к нему, а также перечня сырья и материалов. Это позволит оперативно информировать государственные и таможенные органы о проектах и товарах, которые, согласно праву Союза, попадают под действие тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины. Кроме того, государства смогут быстро согласовывать включение в реестры той или иной продукции, а для предпринимателей сократятся временные и финансовые затраты на получение льготы в отношении товаров, ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов, находящихся в едином реестре.
На заседании Коллегии с участием представителей уполномоченных органов государств-членов была также обсуждена ситуация в связи с решением Россельхознадзора ввести с 6 июня этого года ограничения на поставку в Российскую Федерацию отдельных видов молочной продукции, производимой на всей территории Республики Беларусь. Проект решения Коллегии Комиссии будет доработан и рассмотрен на заседании Коллегии ЕЭК.
Общественная приемная ЕЭК: новый формат взаимодействия с бизнесом
11 июня в г. Астане (Республика Казахстан) прошло выездное заседание Общественной приемной блока по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Как подчеркнул член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Марат Кусаинов, усиление взаимодействия с деловым сообществом в контексте защиты конкуренции на трансграничных рынках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является одной из ключевых задач Комиссии, а для бизнеса формат Общественной приемной дает возможность обозначать свои проблемы напрямую, проводя открытый диалог с представителями ЕЭК.
В рамках заседания сотрудники Комиссии ознакомили предпринимателей с правовыми основами защиты конкуренции на общих рынках ЕАЭС, разъяснили порядок и основание подачи в Комиссию жалобы в случае нарушения их прав в результате антиконкурентных действий на трансграничных рынках Союза.
Марат Кусаинов подчеркнул, что эта консультативная работа особенно актуальна сегодня, в период усиления роли интеграции и роста взаимной зависимости экономик государств ЕАЭС.
«Акцент нового формата взаимодействия с бизнесом - это индивидуальные консультации. Если права конкретного предпринимателя на общем рынке нарушены антиконкурентными действиями его партнеров, ЕЭК готова ему помочь, безусловно, в рамках своих компетенций», - пояснил министр Комиссии.
По словам директора Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Алии Джумабаевой, предприниматели недопонимают, что несут ответственность за нарушение правил конкуренции, и не знают свои права при ведении бизнеса в условиях ЕАЭС, установленных Договором о Союзе. «ЕЭК взяла на себя разъяснительную функцию, и эта работа в конечном итоге должна принести пользу потребителям, предприятиям и экономике в целом», - подчеркнула она.
Алия Джумабаева также акцентировала внимание участников дискуссии на законодательных нормах ЕАЭС в сфере конкуренции, запрещающих злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию, антиконкурентные соглашения, координацию экономической деятельности, которая ограничивает конкуренцию.
В ходе заседания рассмотрены изменения нормативно-правовой базы ЕАЭС, касающиеся внедрения инструментов предупреждения и предостережения, которые позволяют хозяйствующим субъектам самостоятельно устранять нарушения и восстанавливать конкуренцию без уплаты штрафа.
Кроме того, эксперты ЕЭК подробно рассказали предпринимателям о требованиях к порядку и форме обращения в Комиссию. Как пояснил директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич, «чтобы защитить свои права и способствовать устранению ограничения конкуренции на трансграничном рынке, заявитель должен точно исполнять требования, которые Договор о ЕАЭС предъявляет к обращению в Комиссию. Ведь от юридической корректности и полноты первоначальной информации, которую ЕЭК получает от заявителя, зависят успех расследования нарушения, сроки его проведения и, главное, обоснованность и справедливость окончательного решения по делу о нарушении правил конкуренции».
В свою очередь представители казахстанского делового сектора указали на ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию на общих рынках ЕАЭС. В их числе - вопросы, связанные с техническим регулированием, обеспечением равного доступа к участию в государственных закупках, административными барьерами.
Проблемы делового сообщества Казахстана на встрече озвучили представили объединений предпринимателей, ведущих промышленных предприятий и транспортных компаний, среди них - Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», Союз независимого АвтоБизнеса Казахстана, ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана», АО «НК «ҚТЖ», АО «Қазтеміртранс», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Эйр Астана», ТОО «Моторная компания «Астана Моторс».
Десять предпринимателей Казахстана обратились за консультацией в индивидуальном формате.
Первая встреча с предпринимателями Казахстана в рамках заседания Общественной приемной организована при содействии Министерства национальной экономики РК (МНЭ РК), Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК, Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен».
Следующие выездные заседания Общественной приемной по антимонопольной политике пройдут в Кыргызстане и Армении. Эта работа является частью поэтапного выполнения Плана совместных с национальными антимонопольными органами мероприятий по адвокатированию конкуренции (повышению информированности бизнеса) в ЕАЭС на 2018-2020 годы.