Аналитический материал
о результатах мониторинга в сфере деятельности таможенных органов
1. Сравнительный анализ показателей в 2012г, к 2011г., свидетельствующих об эффективности таможенного администрирования.
- По сравнению с 2011 годом срок таможенного оформления товаров при импорте товаров из третьих стран сократился с 5~7 дней ок.80% в 2011 года до 4~5-ти дней ок.80% товаров.
- Количество представляемых документов для таможенного оформления не изменилось 11~13.
Предложения КАТБ,
Анализ- Союзный ТК не ограничивает количество документов(возможные требования до 60 с неоднократно повторяющейся информацией), дается понятие информации которая должна содержаться в неопределенном количестве документов, учитывая ментальность таможни количество неопределенных документов возрастет по субъективному мнению инспектора, фактически не используются рекомендации ООН «22, и 34,35».
в практике частично есть динамика, КТК МФ РК сделана попытка к сокращению документов, но оставлена без изменений норма по содержанию в этих документах информации, что сводит на нет количественный показатель документов; т.к. основа кодекса ТК ТС,
-исключение бумажных документов при электронном декларировании, внесение только информации,
-только по письменному требованию СКУР представление не более 3-х документов,
-и только при посттаможенном контроле необходимо представление всех документов связанных с внешнеэкономической сделкой.
-сокращение сроков исковой давности до 3-х лет
- Затраты на брокерские услуги (из расчета на 1 наименование товара) за указанный период уменьшилось на 12% (с 80$ до 70$ в ДТК по Алматы это уменьшение до ~17% т.е ок.65$).
- За 2012 год увеличился объем самостоятельно подаваемых деклараций участниками ВЭД с 3~5% в 2011г до 10~12% в 2012г.
- Всего объем услуг таможенных представителей оценивается ок. 24млн$, т.е сократился на 4млн$.
Предложения КАТБ, по 3-м вышеизложенным:
Анализ- сложный программный продукт, набор электронной копии ДТ не совпадает с распечатываемым бумажным, не определенность и коллизии по правилам заполнения, нет инструкции; ФЛК работает с ошибками; введение норм ТС своеобразно, есть решения принятые без формальной публикации. Набор электронного формата ДТ с одним наименованием товара включает в себя заполнение ок.620 полей, в 2009г ок.200, т.е. трудозатраты только при наборе ДТ увеличились втрое, а учитывая риск ответственности практически все УВЭД добровольно отказались от этого риска в 2005~2009г ок.50% деклараций набирались и подавались самостоятельно. Очень тяжелый фаил электронного формата для передачи в КТК, в том числе и из-за заполнения массы не нужной информации
- Количество товаров, помещаемых на СВХ, за тот же период существенно не изменилось и составляет ок.90% товаров.
- Снизились расценки на хранение и грузовую обработку товаров на складах таможенного контроля с 18~20$ до 14$ с пересчетом на 1 кв/м хранения или на 1-ну европалету весом ок.600кг. Общий объем услуг сократился c 2,7млрд$ до 2,2 млрд$
предложения КАТБ
Анализ- таможенное законодательство обязывает: помещение товаров поступающих в таможни в зоны таможенного контроля(СВХ), бывшая норма позволяющая хранить товары в МВХ и на транспортных средствах значительно усложнена административно; исключена норма по предварительному декларированию товаров ( в 2009г ок80%) которая позволяла «с колес!» производить декларирование без выгрузки с транспортных средств
- Количество ДТ, регистрация и выпуск которых ускорен за незаконное вознаграждение, сократилось незначительно с 55% до 50%, сумма такого вознаграждения в среднем осталась прежней 185$ США.
1. Регистрация и выпуск ДТ.
Более 80% ДТ регистрируются в установленный срок (2 часа), при этом увеличилось количество формально регистрируемых с 18% до 38%.
Выпуск более 90% ДТ в течение 1 рабочего дня, при этом формально так же увеличился с 41% до 48% при условии выполнения всех требований таможенного и иного законодательства.
предложение КАТБ
Анализ- сроки регистрации и оформления не публичны и субъективны, формализуются только действиями инспектора, не установлены регламенты действий в связи с чем предъявление претензий формально затруднены и носят форму «слово против слова», процедура регистрации документов и пр. т.е. не возможно установить «бездействие» и противоправные действия( E.22, F.21) -нет понятия «решение», т.е. опять не возможно привлечь к ответственности конкретного таможенного служащего(E.13, F.6)
-отсутствие регламентов по приему и регистрации документов, приведет к уводу от ответственности таможенного служащего, нет определения термину «решение», что так же уводит от ответственности таможенного служащего, т.к. в любом случае его подпись и личная печать не означает, что он принял ответственность за совершенные действия, совершенно не решены алгоритмы по совмещению в таможенном контроле: системы управления рисками-набором документов-инструментарий полноты таможенного контроля.
• Регистрация заявлений/деклараций в департаментах и сроки таможенного оформления.
Таможенная служба всячески уклоняется от регистрации декларации в установленное время 2-а часа и нет контроля за «выпуском» ТД.
Способ решения- рассмотреть предложения КАТБ в изменение ТК ТС, на основе КК. Рассмотреть предложение КАТБ, со следующим алгоритмом: На имеющемся у декларанта отчете, с подтверждением принятия сервером КТК электронного формата ТД, с уникальным номером нанесен штрих-код. Установить на постах, у каждого инспектора считыватели, которыми декларантом/таможенным представителем будет производится сканирование штрихкода. Разработать порядок, при котором факт считывания становится формальным временем принятия ТД и это время должно отражаться в базе таможни. ТД должна быть зарегистрирована инспектором в течении 2-х часов автоматически, без желания или не желания инспектора и эта информация с номером ДТ передается на электронный адрес заявителя. Либо до истечения этого времени инспектор должен вручить декларанту/таможенному представителю лист отказа, эта информация возвращается заявителю на его электронный адрес и становится формальной. До истечении 1-го рабочего дня инспектор «выпускает» декларацию в автоматическом режиме, либо делается решение о продлении, о чем так же извещается заявитель на его электронный адрес. Все это еще и позволит устанавливать рейтинги каждому инспектору. КАТБ готово представить для тестирования модуль регистрации и мониторинга заявлений.
2. Получение отметок на товаросопроводительных документах:
- радиационный контроль - 42% за вознаграждение, в среднем 32 минуты и 2000 тенге (от 1000 до 5000 на таможне «Коргас»);
- фитокарантинный контроль - 48% за вознаграждение, в среднем 37 минут и 2000 тенге (от 1500 до 5000 на таможне «Коргас»);
- санитарный контроль - 48% за вознаграждение, в среднем 37 минут и 1500 тенге (от 1000 до 5000 на таможне «Коргас»);
- отметка кассы КТЖ - 58% за вознаграждение, в среднем 37 минут и 1000 тенге (от 1000 до 1500);
- отметка о поступлении таможенных платежей - 24% за вознаграждение, в среднем 24 минут и 1000 тенге;
- отметка СВХ о расконсолидации грузов - 33% за вознаграждение, в среднем 47 минут и 1000 тенге;
- регистрация/отметка электронной пломбы/штрих-кода - 52% за вознаграждение, в среднем 81 минута и 2600 тенге (от 2500 до 5000 на таможне «Коргас»).
предложения КАТБ
Анализ, ни у кого из перечисленных ведомств нет каких-либо публичных регламентов работ и обязанностей.
IT технологиях.
3. Работа уполномоченных экономических операторов занимающихся оформлением ТНП
- По прежнему у конечного получателя нет таможенных документов на его товар поступающий из КНР, Турции, ОАЭ;
- По прежнему у фактического покупателя не урегулировано перевод валюты продавцу;
- По прежнему счета на товар от УЭО в пользу покупателя носят формально-фиктивный характер;
- По прежнему таможенное оформление товаров не происходит по товарным позициям, а оформляется ТНП.
- С октября 2012г. Уменьшилось взимание с 1-ой автомашины с ТНП.
предложения КАТБ, Международные автомобильные пункты пропуска с КНР, работа УЭО:
Пункт пропуска Коргас - ввод в эксплуатацию МЦПС «Хоргос» и логистический центр затягивается по различным причинам. По имеющейся информации китайская сторона имеет возможность и готовность пропускать через свой пункт пропуска до 500 единиц транспортных средств, в день, в том числе автотранспорт самоход. В настоящее время пропускная способность Пункта «Коргас» составляет примерно 60 единиц транспортных средств с ТНП, и ок.50ед. самоходной техники в день. Участок контроля грузовых автомашин, на котором при помощи сканирующего оборудования производится контроль перемещаемых грузов, должен быть оснащен тремя технологическими линиями. Из них, две линии контроля ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров и транспортных средств, и одна линия для обследования и контроля выезжающих в Китай порожних и груженых автотранспортных средств. Наличие двух линий контроля при ввозе товаров позволит увеличить количество проверяемых транспортных единиц в два раза, и позволит избежать простоя в случае поломки сканирующего оборудования.
В настоящее время в зале таможенного оформления ТП «Коргас», оформление товаров осуществляется двумя инспекторами таможенной службы. В связи с планируемым увеличением товара-потока считаем, что на данном участке количество таможенных инспекторов осуществляющих проверку ДТ и выпуск товаров, должно быть не менее 5 (пяти). С целью расширения зала таможенного оформления и высвобождения помещения на втором этаже здания, необходимо все брокерские компании, располагающиеся в данном здании, переместить в соседнее здание, в котором имеются свободные помещения.
Таможня КНР не подтвердила готовность пропуска грузов в течении 7-ми дневной рабочей недели. Более того рабочий день у них начинается на 2-а часа раньше(по Пекинскому времени), но выпуск транспорта начинает осуществляться из КНР только ок.10 часов нашего времени, но не более одного двух часов т.е. до обеда по времени КНР. Повторный выпуск из КНР начинается после обеда по времени РК и продолжается до 16~16-30 времени РК, в это время на китайском Хоргосе время 18~18-30, т.е. окончание рабочего времени. Таким образом совместная работа пункта пропуска в течении рабочего времени составляет всего 3,5~4.5 часа.
Разница в показаниях веса между КНР и РК составляет более 5% и она не корректна к весу указанному в паспорте на самоходное средство и инвойсе на товар.
Неоднократные попытки таможенной службы по изменению технологической схемы проезда транзитного транспорта приводят только к искусственным задержкам и увеличению времени на оформление транзита, и не улучшают достоверность таможенного контроля.
Пункт пропуска «Кольжат» производит пропуск примерно 40 единиц транспортных средств c ТНП и ок. 30 самоходных средств, в день, при отсутствии средств сканирования.
Во всех перечисленных постах имеется бумажный «бегунок» который не отражает времени контроля каждой службой, помимо этого каждая служба многократно вносит постоянно повторяющиеся данные о транспортном средстве, товаре, получателе, отправителе и пр.
Пункт пропуска «Морской порт «Актау» - отсутствие предварительной информации о количестве и характере размещенного и прибывающего на пароме груза складывается следующая ситуация:
а) из-за отсутствия предварительной информации невозможно определить дальнейший маршрут следования и осуществить предварительный заказ на подвижной состав, что в свою очередь порождает создание очереди на ж/д и скапливание груза на транспортных площадках.
Для разрешения создавшейся ситуации в течении 2~3 месяцев, и получения срока на прохождение административных процедур в пункте пропуска одним транспортным средством для ТНП не более получаса
КАТБ предлагает следующее:
- Исключить изменение технологических схем без согласования с перевозчиками, таможенными представителями.
- Для самоходной техники разработать упрощенный порядок таможенного контроля без ИДК.
- Совместно с ассоциацией/профсоюзами рынков, УЭО разработать процедуру легального документооборота и представление ТНП в обычной форме по товарам. КАТБ готово организовать бесплатные семинары по документообороту внешнеэкономических сделок, представить легальных экспедиторов и перевозчиков на территории КНР для консолидации и перевозки товаров. Таможенным постам Хоргоз, Колжат, в течении 3-х месяцев проводить контроль с постоянным упрощением для таких товаров и перейти на выборочный контроль для всех кто не нарушал правил в течении длительного времени, а не только для УЭО. Таможенной администрации необходимо завоевать доверие предпринимателей и доказать, что легальный провоз менее обременителен, а уплата таможенных платежей по товарам дешевле, нежели криминальные «темы» с «кубовым/тонажным» расчетом, и у «шопника» появится его именной таможенный документ.
-Исключить веерное представление нескольких паспортов одним человеком, на сопровождаемые ТНП предпринимателями перевозящими товары в автобусах «однодневках»
- На пункте пропуска «Коргас» - закончить не нужный регламент 7-ми дневной рабочей недели, т.к. он не принес ускорения оформления, кроме ненужной нагрузки на персонал пункте пропуска. В пунктах пропуска «Кольжат», «Достык», «Коргас», Майкапчагай, ввести электронный «бегунок», который будет содержать в себе всю заполняемую вручную информацию, будет публична и доступна всем контролирующим ведомствам в пункте пропуска. Передавать в электронном виде санкционированному пользователю информацию по регистрации и будет отображать время, затраченное на осуществление контроля со стороны уполномоченных органов в пункте пропуска. Это позволит снизить административную нагрузку на получателя или перевозчика и сделает весь процесс оформления прозрачным. Провести сертификацию измерительного оборудования.
-Пока не отлажено предварительное информирование «открыть» возможность удаленной подачи электронной транзитной декларации.
-Пока не введен электронный «бегунок», для прозрачности действий контрольных служб, на существующей бумажной версии регистрационного документа, в имеющемся поле соответствующей службы ввести обязательное указание времени обращения перевозчика.
-На пункте пропуска «Морской порт Актау» установить программный продукт «электронный коносамент», который позволит осуществлять прием и обмен информацией о грузе в момент заполнения парома, и создаст возможность создания предварительной информации для КТЖ и транзитного декларирования.
все вышеизложенные предложения приведут к упрощению и ужесточению администрирования, исключат нахождение брокеров, и любых иных третьих лиц создающих криминогенную обстановку в пунктах пропуска.
КАТБ готово тестировать собственный модуль программного продукта «электронный бегунок».
4. Доверие к таможне
4.1. Таможня, снизилось как доверие к вышестоящему должностному лицу, так и эффективность обращения к начальникам таможен и департаментов, соответственно с 8до 7% и с12 до 8%
4.2. При этом увеличилось число обращений в КТК МФ РК(с 8 до 10%), очевидно из-за увеличивающегося числа удовлетворяющих заявителей ответов(с16 до 18%), но цифра по прежнему не дотягивает до уровня доверия 20%, в целом по КТК уровень доверия не значительно увеличилась(16%) и составляет 17%.
- Не значительное увеличение доверия, как очевидно влияние руководства КТК, но это слабая не системная зависимость, которая может вернуться т.к. нет изменений в таможенном законодательстве, наверное поэтому эффективность обращения держится ок13~14%.
5. Доверие к правовым действиям: прокуратура и суд
5.1. Прокуратура, значительное снижение как обращений в прокуратуру с 11 до 6% и как взаимосвязанный фактор это эффективность обращения с 21 до7%
5.2. Суды, очевидный рост судебных действий связан с усилением посттаможенного контроля, но так же говорится о провале в ожидании справедливого решения суда, что отражено в значительном снижении эффективности результатов суда с28 до20%
- Однако в паре правовые действия по обращениям не ухудшили своего положения 24%, но ожидания справедливого решения значительно сократились с 25 до 14%.
6. Доверие к общественным объединениям и таможенному представителю
6.1. Общественные объединения, в пределах статистической ошибки количество обращений осталось прежним ок.21~22%, однако эффективность незначительно снизилась с 24 до 22%
6.2. Таможенные представители, количество обращений незначительно увеличилось с 25 до27%, очевидно это так же связано с увеличением претензии посттаможенного контроля, однако эффективность обращений снизилась с19 до17%, что говорит о несостоятельности части представителей достойно представлять интересы.
- В целом в паре, апеллирование к общественным объединениям и таможенному представителю достаточно стабильно держится более 45%, при эффективности ок.20%
С Уважением
Председатель совета КАТБ
Г.Шестаков