№19
24.02.2012
Вице-министру экономического
развития и торговли Республики Казахстан
Г-ну Жаксылыкову
Уважаемый Тимур Мекешевич!
настоящим предоставляем
Анализ проведенный КАТБ
по практике применения СКУР в Казахстане.
В целом Казахстанский рынок во многом формируется из импортной продукции. Принцип «Нефть в обмен на товары народного потребления» на долгие годы стал основой существования экономики. Во многих городах нишу градообразующих(но не налогообразующих) предприятий вместо промышленных гигантов заняли оптовые рынки. Однако широкая номенклатура импортной продукции, во многом позволившая насытить первичные потребности граждан поставила перед таможней, не менее важную проблему: как избежать неконтролируемого вала импортной продукции, льющийся на потребительский рынок.
Исполнение основных принципов Киотской конвенции, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле. Соблюдение этих принципов ведет к снижению допустимых объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. В этой связи возрастает риск пропуска через таможенную границу таможенного союза(ТС) в Казахстане не декларированных или недостоверно декларированных товаров. В конечном счете, это приводит к снижению уровня экономической безопасности государства и перетоков контрабандных товаров, как помимо таможенного так и налогового контроля. Следовательно, возникает важная практическая задача обеспечения требуемой достоверности таможенного контроля при существенном снижении его допустимых объемов.
Прагматическая цель состоит в повышении эффективности таможенного контроля и получения достоверной таможенной статистике. В реальности мы видим, что таможенная статистика является этакой «вещью в себе». Сегодня сведения о внешнеторговом обороте, например европейских стран уже давно имеются в свободном доступе. Такую информацию может получить абсолютно любой пользователь, не прибегая при этом к каким-либо хакерским ухищрениям. В то же время, получить информацию о товарах импортируемых в страны ТС обычному человеку практически невозможно. Сведения такой степени детализации у нас в стране в открытом доступе просто отсутствуют. Косвенным же признаком отсутствия такой информации в таможенной системе риск-менеджмента(СУР) служит тот факт, что до сих пор при взаимной сверке при прямой торговле обнаруживаются огромные дыры, когда товары вроде как уходят из страны «К» в страну «К-1», но вот в страну «К-1» почему-то не приходят, или приходят, но по другой стоимости и из страны «Т». Это что касается информации от стран-контрагентов. Не менее критично выглядит и ситуация с обращением ввозимого и вывозимого товара на внутреннем рынке таможенного союза.
Что контролируется при таможенном оформлении:
Тарифное регулирование предусматривает изменение уровня ввозных таможенных пошлин в основном в зависимости от степени обработки продукции и факта существования ее аналогов отечественного производства.
Нетарифное регулирование, запреты, ограничения; может использовать количественного ограничение ввозимой продукции (например, квоты на ввоз мяса) и предъявление к ввозимой продукции соответствующих требований к ее качеству и соответствию национальным техническим требованиям.
В любом случае и тарифное и нетарифное регулирование импорта в идеале таможенных представлений требует практически 100% досмотра товаров, чтобы нерадивые участники внешнеэкономической деятельности не завозили под видом дешевых пакетов/мешков/детских игрушек, велосипедов/гипсокартона и пр. пр. дорогие норковые шубы и не ввозили товаров, которые потенциально опасны для жителей страны.
В таможенном кодексе Таможенного союза(ТК ТС) сам процесс управления рисками описан достаточно общими словами и напоминает простой лозунг: «Враг не пройдет». Казалось бы, после претворения в жизнь предписаний в 18 главе ТК ТС, станет действительным уровень выявления серьезных нарушений таможенного законодательства, а потенциальные нарушители таможенного законодательства видя полную бесперспективность своих противозаконных начинаний переквалифицируются в агентов активных продаж. Однако хотели «как лучше получили как всегда».
Основа формирования системы контроля управления рисками(СКУР) совершенно проста- прагматизм-цена вопроса, что таможня собирается контролировать и сколько при этом дополнительных платежей попадет в бюджет, и во сколько таковой контроль обойдется предпринимателям и экономике страны. На сегодня потери предпринимателей от не введения товаров в экономический оборот связанный с правомерным таможенным контролем обходится по меньшей мере в 4-е млрд$$, плюс к этому прямые затраты в паре склады+таможенный брокер обходятся еще почти в 3млрд.
При безапелляционном требовании инспекторов проводящих таможенное оформление со ссылкой на СКУР:
· понуждение к получению не нужных документов из министерств и ведомств,
· применение «условной стоимости/ценовой информации»-статистики в качестве формальной цены сделки,
· направление на дополнительную ничем не обоснованную проверку по таможенной стоимости с вменением внесения обеспечения и/или внесением денежных средств по КТС
· постоянные направление на экспертизу получаемых одних и тех-же товаров от одного поставщика,
· помещение товаров на СВХ,
· неоднократные физические досмотры товаров до 90% в 2011г, как при выгрузке так и во время основного таможенного оформления…. и пр.
привело:
· к 6~8-ми дневному(ок.80%) содержании товаров на складах от момента поступления товара до получения штемпеля «выпуск разрешен» в 2011г, против
· 2~3-х дней(ок.80%) в 2005г при отсутствии СКУР.
В результате только при рассмотрении базовых требований СКУР в таможенной службе очевидно, что существующая система не управляет рисками, а умножает их. В подтверждение вышесказанного примечателен факт одновременного присутствия неконтролируемого вала требований к легальным участникам внешнеэкономической деятельности(ВЭД), и спокойного провоза криминальными структурами, как товаров прикрытия, так и откровенной контрабанды.
Отсутствие четко разработанного базиса делает сомнительным эффективность самого анализа и выявления рисков. Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенной службы для предотвращения нарушений таможенного законодательства. Тип управления, который может осуществляться таможенной службой для устранения рисков в диапазоне от упрощенного таможенного контроля к документальному контролю, физический контроль, камеральный контроль, выездная проверка.
В настоящее время управление таможенным контролем товаров и транспортных средств основывается на профилях риска. Профили риска должны определять частоту и глубину контроля за товарами, перемещаемыми участниками ВЭД. Формирование и реализация профилей риска в практике таможенного контроля возлагается на СКУР управляемый КТК МФ РК.
Опыт построения СУР стран Евросоюза, США, Австралии показывает, что данная система должна быть автоматизирована. Это позволяет принимать решения в оперативном режиме, анализировать внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД, обеспечивать единство таможенного администрирования на всей территории РК, исключать негативное влияние субъективного фактора инспектора при проведении отбора товаров для таможенного контроля. Любой проводимый контроль должен обеспечивать заданный уровень надежности.
В развитых странах выборочный контроль, основанный на СУР применяется достаточно давно и довольно успешно. Например, в США 72% внешнеторговых сделок обслуживается по «зеленому» коридору, 26% - по «желтому» коридору и только 2% по «красному». То есть только 2% перемещаемых товаров подпадают под достаточно детальный таможенный контроль. По мнению специалистов, это обеспечивает 95% уровень надежности таможенного контроля. В странах Европейского союза (EC) значение уровня надежности таможенного контроля составляет 97%.
Сравнимая статистика правонарушений в РК как по количеству к поданным заявлениям и доначисленным суммам составляет ок. 3~6%. Что вполне позволяет использовать уже имеющиеся международные алгоритмы работы СУР.
Опыт многих стран показал, что даже с увеличением численности сотрудников невозможно справиться с возрастающим объемом товаропотоков. Более того, в соответствии с международными нормами и правилами таможенные службы должны, с одной стороны, использовать защитные механизмы от некачественных товаров и тем самым действовать в интересах всего населения страны, а с другой стороны, соблюдать интересы бизнес-сообщества, обеспечив им снятие лишних административных барьеров.
СУР в таможенной службе Германии (Официальный сайт Немецкого таможенного управления http:// www.zoll.de Режим доступа: World Wide Web. URL.) направлена на автоматическую оценку с использованием данных, имеющих цель уменьшить риск налоговых убытков для государства. СУР позволяет осуществлять отбор рисков по их характеру, происхождению товара, участнику ВЭД, а также принимать решения о проверке товаров и транспортных средств до пересечения таможенной границы, что, несомненно, способствует упрощению таможенных формальностей.
По мнению австралийских экспертов таможенной службы (http://www.customs.gov.au режим доступа: World WideWeb. URL: на основании которого были сформулированы принципы Киотской конвенции 1999 года в части «Таможенный контроль» Глава 6 Руководства к Генеральному Приложению) наиболее важными критериями риска являются угроза человеческой жизни (социальный аспект), объем налогообложения участника ВЭД (фискальный аспект), сбои при доставке товара (торговый аспект). В предложенных концепциях не является приоритетным правоохранительный принцип. Вышеозначенный опыт позволяет:
1. повысить оперативность и результативность принятия управленческого решения при контроле рисковой ситуации благодаря проведенной частичной децентрализации полномочий таможенных органов.
2. сформировать и внедрить единую межведомственную информационную базу для оптимальной координации деятельности государственных контролирующих органов (таможенные органы, МВД, КНБ, налоговая инспекция, транспортная инспекция и др.).
3. значительно упростить процесс осуществления мониторинга ВЭД и повысить достоверность получаемых данных за счет перераспределения компетенции по разработке, утверждению, анализу и обновлению профилей рисков между всеми уровнями иерархической структуры таможенной службы.
4. сделать публичными и контролируемыми общественными объединениями решения по практическому применению профилей риска и каждого сотрудника таможенной службы.
5. повысить уровень заинтересованности, ответственности, трудовой дисциплины и самоотдачи сотрудников таможенной службы, занятых в реализации СУР, установив размер их заработной платы в определенном процентном отношении к общей сумме взысканных таможенных платежей,
6. наказывать сотрудников таможни за излишне жесткий и не санкционированный СКУР контроль.
Следовательно, в настоящее время в Казахстане имеет место острое противоречие между требуемым и существующим уровнями развития методических основ совершенствования управления таможенным контролем.
Отсутствие совместных действий таможни по формированию требований и ожиданий от СКУР с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела привело:
· применение разработанных КТК МФ РК профилей рисков, к ужесточению контроля и исключения из практики правоприменения норм киотской конвенции по упрощению таможенного контроля,
· к отсутствию децентрализованной оценки участника ВЭД (Dezentrale Beteligtenbewertung – DEBBI-EU) которая должна существовать помимо централизованного анализа рисков, которая может вынести суждение об участнике ВЭД. Данная оценка существенно влияет на обработку информации о нем, и может быть пересмотрена в лучшую либо в худшую сторону. Вместе с тем, такая работа может дополнительно сформировать указания для профиля риска.
· к возможности коррупционно-криминальных сращиваний заинтересованных гос.служащих/участников ВЭД/криминала,
· к совершенно произвольным требованиям инспекторов к предоставлению дополнительных документов от ведомств с ответами, что «дополнительных разрешений/лицензий/экспортного контроля -не требуется»,
· в связи с отсутствием в таможенном кодексе определенных документов для определенных действий/заявлений/процедур- списочное требование до 15 документов,
· неоднократным досмотрам,
· направлениям на проведение различных экспертиз одних и тех-же товаров импортируемым по одному и тому-же контракту,
Отсутствие ранжировки режима таможенного контроля:
· зеленый - означает отсутствие риска, и товар может быть выпущен немедленно после уплаты таможенных платежей до подачи декларации, без необходимости таможенного контроля. Как правило проводится упрощенный контроль. Если по результатам такого контроля возникла необходимость более детального контроля, то таможенным инспектором может быть принято решение о смене зеленого коридора на желтый.
· желтый - означает, что декларация нуждается в детальной документальной проверке. Таможенный инспектор внимательно проверяет весь комплект документов и при необходимости запрашивает дополнительные документы.
· красный - товары подвергаются углубленному документальному контролю и обязательному таможенному досмотру. Декларацию не могут по усмотрению таможенного инспектора направить по желтому и зеленому коридорам до завершения документального и фактического контроля.
Исключение норм таможенного кодекса таможенного союза в части определения таможенной стоимости
при срабатывании профиля риска/ценовой информации по стоимости, контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров должен осуществляется путем проведения следующих операций:
- контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;
- контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;
- контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
- оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.
По результатам проведенного контроля в пределах срока основного таможенного оформления уполномоченное должностное лицо таможенного поста должно принять решение:
- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;
- о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров (с извещением декларанта), и при получении удовлетворительных документах/пояснениях принять заявленную декларантом таможенную стоимость;
- о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости(с извещением декларанта).
-о направлении документов на дополнительную проверку(с извещением декларанта).
-о передачи документов в посттаможенный контроль. - запрашивают у декларанта дополнительные документы и сведения;
С правовой точки зрения контроль таможенной стоимости в существующей сегодня редакции решения комиссии таможенного союза «О едином таможенном тарифе» должен быть абстрагирован от различного рода ценового контроля. Использование его в любых формах с целью принятия решения о возможности использования того или иного метода с последующей корректировкой таможенной стоимости изначально будет неправомерным.
Исходя из этого представляется наиболее правильным разработка профилей риска, в которых в качестве индикатора риска будут использоваться не контрольные уровни, а условия сделки, наличие которых исключает возможность использование метода по стоимости сделки.
В тоже время результативность функционирования системы управления рисками предусматривает, что в практике ведения внешнеэкономической деятельности в целях минимизации своих расходов, в том числе и уклонения от уплаты таможенных платежей, отдельные участники ВЭД применяют различные скрытые схемы недостоверного декларирования в целях занижения таможенной стоимости и таможенных платежей. В практике так же происходит и завышение таможенной стоимости с целью вывода капиталов и уход от налогообложения в Казахстане. Выявить и устранить такие схемы обычными формами таможенного контроля, установленными Таможенным кодексом, в процессе основного таможенного оформления представляется проблематичным по ряду объективных причин. Такие схемы вероятнее всего можно вскрыть только с использованием оперативно-розыскных мероприятий и проведением посттаможенного контроля.
Анализ проведен с использованием официальных документов размещенных в интернете