• Алматы, 050000, ул.Жибек Жолы 64/47, офис 818
  • info@kacb.kz

Аб-11 от 19.02.2013 (представители Ахметову)

Аб-11 от 19.02.2013 (представители Ахметову)

alt

Исх. АБ-11

от 19.02.2013г.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Ахметову С.Н.

Аналитическая записка

Уважаемый Серик Ныгметович!

Просим Вас, рассмотреть вопрос, касающийся попытки уничтожения института таможенных представителей Республики Казахстан. В качестве алгоритма используется практика Грузии по созданию «новых экономических зон». Подача документов по внешнеэкономическим сделкам производится непосредственно импортерами/экспортерами в подразделения фискальной службы производящими набор таможенных деклараций, т.е. закреплен коррупционный механизм физического контакта.

Может быть, это и хорошо, но только для Грузии, единственной стране использующей таковую модель, и по опросу предпринимателей упрощение коснулось только регистрации деклараций. Так же в качестве мотивации приводятся доводы о потерях участников ВЭД в Казахстане, которые пользуются услугами таможенных представителей, это и прямые денежные траты в среднем на одну декларацию около 17000 тенге, и время, затрачиваемое на набор, и получение электронного подтверждения электронного формата декларации от 2~3 часов.

В предлагаемом алгоритме исключаются эти траты, но не решены основные политические действия, это:

-прямое указание Президента Казахстана о запрете создания государственных предприятий конкурирующих с имеющимся бизнесом;

-прямое указание Президента Казахстана об искоренении коррупции;

-введение электронного правительства и как части, электронной таможни без контактного, удаленного доступа к информационным базам таможни и удаленного «выпуска» товаров.

Казахстанская Ассоциация таможенных брокеров (Представителей) (далее КАТБ(П)) неоднократно указывала на серьезные проблемы в Государственном сервисе связанным с таможенным оформлением, которые до настоящего времени не решаются на системном законодательном уровне, и какое-то изменение в лучшую сторону происходит только из-за субъективного влияния руководства таможни. К примеру: в 2009г. для заполнения таможенной декларации в 1-но наименование, в 54 поля декларации вносилось около 240~300 значений и время набора составляло около 10~15минут, с 2010г вносится около 520 значений и сейчас время набора составляет 20~25 минут, вначале 2010г. первые декларации набирались около 1,5 часов.

По результатам социологического опроса проведенного КАТБ(П) в декабре 2012г. и январе 2013г:

-затраты предпринимателей на услуги представителей составили в 2012г. менее~25млн$,

-потери предпринимателей от правомерного таможенного и связанного с этим иного контроля в 2012г, от не введения товаров в экономический оборот в течение 3~4 дней, составили около 5-ти млрд$

Примерное количество специалистов по таможенному декларированию в настоящее время около 3000 (трех тысяч) человек. Примерное общее количество сотрудников в штате брокерских компаний (ассистенты специалистов, курьеры, дирекция, бухгалтерия, и т.д.) составляет более 20000 (двадцати тысяч) человек, и все это создано на собственные средства предпринимателей. Выполняется работа не только по формированию таможенных деклараций, но и:

-подготовке внешнеэкономических контрактов;

-получению необходимых лицензий/разрешений;

-юридическому сопровождению;

-всей таможенной логистики (получение документов, переводы, классификация, получение предварительных решений, составление запросов в таможни, осмотры/досмотры грузов на складах, упаковка/переупаковка, LPсервис, и пр. пр.);

-оплате таможенных платежей,

-сопровождению актов сверок,

-экспедированию грузов;

-складской логистике;

-перевозки «от двери до двери»;

-посттаможенному аудиту.

Все вышеозначенные работы выполняются в сроки необходимые Заказчику и не прекращаются с окончанием рабочего дня.

В настоящее время только около 10% импортеров/экспортеров формируют таможенные декларации самостоятельно, и согласно законодательству, только импортер/экспортер вправе решать, совершает эти действия он сам, либо через таможенного представителя. В 2009г., до вступления в юрисдикцию Таможенного Союза, более 40% импортеров/экспортеров самостоятельно подавали декларации в таможню, и только ухудшение таможенного администрирования привело к удорожанию услуг и увеличению времени набора деклараций, о чем КАТБ(П) предупреждало Правительство Республики Казахстан в 2009 году.

Для реализации Грузинской модели в Казахстане в части формирования таможенных деклараций необходимо:

-создание не менее 3000 рабочих мест в фискальном органе;

-затраты со стороны Государства на ежемесячную зарплату этим сотрудникам около ~150000тг*3000=450’млн.тг;

-оснащение одного рабочего места около ~300000тг*3000=900’млн.тг;

-периодические ежемесячные траты около ~50000тг*3000=150’млн.тг.

К чему приведет исключение института представителей предсказать не трудно, это:

- приведет к еще одной коррупционной схеме;

-исключению конкуренции в этой отрасли;

-исключению права выбора импортера/экспортера на самостоятельное формирование таможенных деклараций;

-социальной незащищенности населения, которая в настоящее время работает на рынке предоставления таможенных услуг.

-исключению из практики таможенной логистики и как последствие увеличение затрат предпринимателей;

-коллапсу в очередях, при отсутствии практики (на подготовку самостоятельного сотрудника уходит не менее 2~2,5года);

-увеличению времени хранения товаров на 2~3дня и стоимости выплат на таможенных складах или вновь создаваемых терминалах фискальной службы;

-развитию коррупции неизбежно, возможные неформальные расходы за набор декларации от 15000тг.(по опыту Грузии 50$) т.е. бесплатную услугу подведут к стоимости услуг таможенных представителей;

-уходу в «тень» фирм таможенных представителей;

-потере бюджета по прямым налогам около ~22500тг*12мес*20000чел=5”400млн.тг.

-потере бюджета по косвенным налогам около ~400комп*4’000000=1”600млн.тг.

-общие потери с созданием рабочих мест составят в год не менее ~100млн.$

-«шаг на встречу предпринимателям», и через год/полтора создание ГЧП на «вычищенном» рынке, т.е. прямое рейдерство.

Никакой ответственности фискальной службы за длительные сроки заполнения, неправильное и некачественное оформление, не будет. Участник внешнеэкономической деятельности будет бегать по замкнутому кругу. Наши многолетние надежды по искоренению коррупции в Государственном сервисе путем введения бесконтактного, удаленного доступа к информационным системам таможни при котором: подача заявлений/деклараций, регистрация и получение «выпуска» товаров происходит удаленным способом, похоже не состоятельны.

В этой связи возникает ряд немаловажных вопросов, от корректности решения которых будет зависеть уровень Государственного сервиса и сохранение рабочих мест в существующих компаниях таможенных представителей и логистических компаниях:

-будет ли создаваться при фискальной службе подразделение по формированию таможенных деклараций;

-будет ли создаваться при фискальной службе таможенные терминалы и подразделения по формированию таможенных деклараций;

-будет ли создаваться ГЧП по вышеуказанным структурам с «САМРУК КАЗЫНА» или «ДАМУ» или иной структурой.

О принятом решении просим уведомить

С уважением,

Председатель совета КАТБ(П) Г.Шестаков

alt